И слабые вулканические извержения могут повлиять на глобальный климат

Даже слабые извержения вулканов могут оказать большое влияние на глобальный климат.

Летом 2011 года диоксид серы и другие газы, произведённые относительно небольшим извержением, достигли высоких слоёв атмосферы и распространились по всему Северному полушарию, связываясь с водяным паром и формируя частицы, которые отражают свет и не дают ему добраться до Земли. В результате возникает охлаждающий эффект.

Фотография извергающегося Набро, сделанная спутником EO-1 24 июня 2011 года.

Раньше только крупные вулканы — например, Пинатубо, извергавшийся в 1991 году, — считались способными подбросить газы до стратосферы. Пинатубо снизил среднемировую температуру в 1992 году на целых 0,5 ?C.

Газы и частицы, не доходящие до стратосферы, обычно быстро вымываются из атмосферы, отмечает соавтор исследования Алан Робок из Университета Ратджерса (США). Однако извержение вулкана Набро (Эритрея), случившееся 13 июня 2011 года, дало неожиданный эффект: тёплый воздух азиатского муссона помог вулканическим парам добраться до стратосферы.

Впервые учёным удалось показать, что вулканам не обязательно для этого быть очень мощными. Достаточно подходящего сочетания погодных условий.

Исследователи пришли к выводам путём фиксации концентраций вулканических газов в различных слоях атмосферы с помощью инструмента OSIRIS, находящегося на спутнике Odin и способного измерить количество отражённого света.

Конечно, одно такое извержение вряд ли окажет заметное влияние на климат, но в далёком прошлом подобные события могли происходить серийно.

Специалисты подсчитали, что Набро произвёл 1,4 млн т диоксида серы — крупнейший выброс со времён Пинатубо, который, впрочем, выдал в 10 с лишним раз больше. Но, поскольку извержение Набро не носило взрывного характера, оно не привлекло особого внимания.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Подготовлено по материалам Our Amazing Planet и EurekAlert!.

Дмитрий Целиков, Компьюлента