Расшифрован геном ледяного человека Отци

Ученые расшифровали геном ледяного человека Отци, который жил около 5 тысяч лет назад. Специалисты представили свою работу на конгрессе по изучению мумий, который проходил в итальянском городе Больцано. Коротко об исследовании пишет Nature News.
Ученые с мумией ледяного человека Отци. Фото с сайта tamu.edu

Высохшая мумия Отци была обнаружена в Альпах на границе Италии и Австрии в 1991 году. Благодаря холоду останки древнего европейца прекрасно сохранились, и ученые смогли детально исследовать их. В нынешней работе ученые использовали ДНК, выделенную из фрагмента бедренной кости Отци. К настоящему моменту удалось восстановить последовательность около 90 процентов ДНК ледяного человека.

Анализируя геном Отци, специалисты рассчитывают определить степень его родства с современными людьми. В 2008 году ученые расшифровали митохондриальный геном ледяного человека (митохондрии - это "энергетические станции" клетки, передающиеся только по женской линии и обладающие собственной ДНК) и выяснили, что в нем есть мутации, характерные для современных жителей центральной Европы. Однако некоторые особенности митохондриального генома Отци не встречаются у наших современников. Не исключено, что потомки Отци не дожили до наших дней, и его гены не закрепились в современных популяциях.

Помимо расшифровки ядерной ДНК Отци ученые проанализировали ДНК в образце содержимого желудка ледяного человека. Исследователи выяснили, что в пищеварительном тракте древнего европейца обитали патогенные микроорганизмы Borrelia burgdorferi, а также клостридии и кишечная палочка Escherichia coli - впрочем, авторы оговорились, что эти результаты пока являются предварительными.

Отци стал одной из самых хорошо изученных мумий. Ранее специалисты определили профессию ледяного человека, причину его смерти и меню последнего ужина - Отци занимался скотоводством, был убит стрелой, а за несколько часов до смерти ел мясо горного козла. Кроме того, было показано, что древний обитатель Европы страдал от артросклероза и кариеса.