Учёные открыли сон частей мозга во время бодрствования

Нехватка сна приводит к тому, что отдельные области мозга начинают хаотично «выключаться», несмотря на то, что животное бодрствует. Странное явление обнаружили специалисты из США, проводившие опыты на крысах.

После длительного периода бодрствования животное всё ещё не спит, но некоторые группы нейронов в его мозге работать отказываются, пишут исследователи в статье в журнале Nature (фото Sara Quigley/Flickr.com).

В эксперименте биологи из университета Висконсина в Мэдисоне (UW-Madison) при помощи различных уловок не давали грызунам спать дольше обычного. Чтобы понять, что при этом происходит с мозгом животных, на них навесили миниатюрные электроэнцефалографы, а в лобный и теменной отделы коры имплантировали массив электродов.

Изучив сканы электрической активности мозга, биологи обнаружили, что некоторые регионы коры головного мозга переходят в режим медленного сна. Но картина отличалась от обычного глубокого сна — не наблюдалась такая синхронизация мозговых волн.

Заставив недоспавших крыс выполнить простое задание с вознаграждением, учёные определили, что животные ошибаются тем чаще, чем больше нейронов «отключается». Происходит своего рода перебой в электроснабжении, выводящий из строя участок коры, что, в конце концов, приводит к неверному движению или решению.

С точки зрения биологии сон отдельных групп нейронов может быть выгоден организму. Пока часть клеток мозга работает, другие восстанавливают силы для нового дня (похожее деление функций происходит между полушариями дельфинов).

Юлия Рудый, Membrana.ru