Биологи исследовали существо с каменными глазами

Глаза, приспособленные к зрению как в воздухе, так и в воде, обнаружили учёные США. Необычную функцию орган моллюска имеет благодаря аналогу роговицы из арагонита.

Глаза рыб не обеспечивают хозяину хорошее зрение над поверхностью воды, а глазам человека трудно выполнять свои функции под водой. Однако есть на свете существо, чьи каменные глаза дают животному всю необходимую информацию в обеих средах обитания.

Хитоны встречаются в морях практически всего мира, некоторые виды обитают в прибрежной зоне. Раковина моллюсков разделена на восемь частей. В случае опасности хитоны сворачиваются клубком (фото Chad King/Monterey Bay National Marine Sanctuary).

О том, что хитоны обладают необычными глазами, биологи знают давно. Исследователи из университета Дюка (Duke University) решили тщательнее изучить зрение этих моллюсков.

Для начала они срезали несколько таких глаз с поверхности панциря животных и провели их рентгеновский анализ, чтобы изучить их химический состав и структуру. Оказалось, что внешняя оболочка глаз хитонов состоит из арагонита, одной из форм карбоната кальция.

Сотни миниатюрных глаз покрывают панцирь хитонов. До нынешнего исследования ничего не было известно о том, как и что с их помощью видят моллюски. Кстати, каменными глазами также обладали трилобиты и некоторые другие существа. Однако арагонит обнаружен в «роговице» животных впервые (фото Daniel Speiser/Current Biology).

Затем американские биологи провели эксперимент с моллюсками, позволяющий выяснить, насколько хорошо они видят. Для начала учёные поместили в поле зрения хитонов чёрный диск диаметром три сантиметра. Во второй части опыта они постепенно уменьшали освещение (в конце получалось, что блокируется столько же света, сколько и диском).

На первое затемнение моллюски среагировали как на опасность (свернулись), однако когда уменьшение освещения происходило постепенно, хитоны остались спокойны.

Получается, что эти животные способны своими каменными глазами определить, что именно происходит вокруг: приближается хищник или же просто облако проплывает по небу.

Следующий эксперимент показал, что хитоны одинаково хорошо видят, как в воде, так и на воздухе. Вероятно, этому способствуют свойства арагонита (двойное лучепреломление приводит к созданию двойной картинки), делают вывод биологи. Исследователи предполагают, что в воде моллюск получает информацию при падении света на одни чувствительные клетки, расположенные под покровом арагонита, а на воздухе – на другие.

«Я думаю, что это очень умное и простое решение проблемы. Благодаря арагониту хитоны видят сразу в двух средах с разными оптическими свойствами», — говорит глава нынешнего исследования Дэниел Спейсер (Daniel Speiser). Осталось выяснить, каковы фокусные расстояния этих бифокальных глаз.

Юлия Рудый, Membrana.ru