Найдено самое старое твёрдое вещество Солнечной системы

Исследование полуторакилограммового метеорита NWA 2364, найденного в Марокко в 2004 году, не только увеличило возраст Солнечной системы на два миллиона лет, но и заставило астрофизиков пересмотреть некоторые аспекты рождения нашей звезды и окружающих её планет.

Изученные ныне минералы сформировались после начала конденсации вещества и появления Солнца, когда температура газопылевого облака вокруг звезды (на рисунке) начала снижаться, предполагают учёные в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience (иллюстрация NASA).

Поначалу учёные решили, что NWA 2364 прилетел на Землю из пояса астероидов. Однако чуть позже выяснилось, что возраст находящихся в нём кальциево-алюминиевых включений больше возраста самого пояса. Для этого Одри Бувье (Audrey Bouvier) и её коллеги из университета Аризоны сравнили соотношение изотопов свинца (207Pb–206Pb), а также содержание в метеорите алюминия и магния.

Полученные данные сделали Солнечную систему древнее на 0,3-1,9 миллиона лет. На фоне суммарного возраста (примерно 4,568 миллиарда лет) нынешняя добавка – просто песчинка. Однако даже два миллиона лет – большой срок, так как изменяет представления астрономов о облаке газа и пыли, из которых сформировалось светило и планеты.

Ранее учёные определили примерный состав этого облака, в частности подсчитали количество изотопов железа-60. Теперь же получается, что прежние данные должны быть пересмотрены (экстраполированы ещё на два миллиона лет назад). Так как период полураспада 60Fe составляет как раз два миллиона лет, то выходит, что в зарождающейся Солнечной системе железа было в два раза больше.

Единственным источником этого вещества могли стать сверхновые-соседки. Взрываясь в конце своей жизни, они не смогли разбросать газопылевое облако по Галактике, но "накормили" его железом и прочими тяжёлыми элементами, а заодно, возможно, поспособствовали коллапсу облака.

Тысячи ученых заявили о том, что нас ждет климатическая катастрофаТысячи ученых заявили о том, что нас ждет климатическая катастрофа