У бонобо открыт человеческий жест отрицания

Учёные из института эволюционной антропологии имени Макса Планка (EVA MPG) были немало удивлены, когда увидели своими глазами шимпанзе-бонобо, качающего головой из стороны в сторону из-за того, что происходящее было ему не по нраву.

Бонобо известны своей удивительной смышлёностью и часто используются в научных экспериментах (фото с сайта scienceblogs.com).

В рамках обширной программы Research with apes исследования обезьян, немецкие специалисты уже замечали жесты, которые шимпанзе используют при играх. Это поклоны, кивки головой и раскачивание из стороны в сторону. Однако настолько похожее на человеческое и потенциально осознанное движение зарегистрировано впервые.

Эксперименты подтвердили — "нет" на языке жестов способны говорить только шимпанзе и бонобо. Чтобы остановить не нравящееся им действие, в 13 случаях из 49 детёныши этих видов крутили головой так, как это делают люди. У горилл и орангутангов такого эффекта замечено не было.

У взрослых обезьян, как показали наблюдения, "нет" используется в основном при обучении молодняка – в двух описанных примерах матери-бонобо запрещали детёнышам играть с едой и пытаться самостоятельно залезть на дерево.

По мнению авторов исследования, социальная структура бонобо в природе вполне способна породить такую сложную систему коммуникации. И хотя механизм покачивания головой у человека мог возникнуть аналогично, следует вспомнить, например, о Болгарии, Греции и Индии, где отрицание, наоборот, – кивок головы вперёд.

Видеоролик, иллюстрирующий открытие, можно увидеть на сайте BBC, статья немецких учёных опубликована в журнале Primates.