Биологи доказали пользу голодания на клеточном уровне

Учёные университета Алабамы (UAB) изучили, как влияет недостаток глюкозы на продолжительность жизни и здоровье клеток лёгких человека.

Диета всё же позволяет снизить скорость распространения и разрастания злокачественной опухоли (фото Anne Weston, LRI, CRUK, Wellcome Images).

Биологи проследили за развитием двух колоний клеток, находящихся в нормальных условиях (обычное содержание глюкозы) и при сильной нехватке этого самого распространённого из сахаров, употребляемых в пищу. В исследовании были использованы здоровые и предраковые клетки лёгких человека. Учёные наблюдали за ростом колоний в течение нескольких недель.

"Мы проверяли способность клеток к делению, фиксировали количество выживших единиц. В результате мы обнаружили, что ограничение уровня поступающей глюкозы приводит к увеличению продолжительности жизни здоровых клеток. При этом предопухолевые массово отмирают", — рассказывает ведущий исследователь Трюгве Толлефсбол (Trygve Tollefsbol).

Учёные также выяснили причину, по которой это происходит. Они вычислили два ключевых гена, регулирующих клеточный ответ на нехватку сахара. Первый — hTERT — кодирует фермент теломеразу (telomerase), позволяющую клеткам делиться до бесконечности. Второй — p16 — кодирует белок, подавляющий развитие опухоли.

"Эти гены действуют противоположным образом. Соответственно, и на разные клетки они производят разный эффект", — поясняет Толлефсбол. У здоровых клеток под влиянием среды активность hTERT увеличивается, а p16 уменьшается. Оба фактора приводят к повышенному росту колонии. На предраковые клетки оказывается противоположное действие (увеличение активности p16, уменьшение — hTERT). В результате болезнетворные клетки отмирают.

Получается, что ограничение потребления глюкозы человеком помогает ему сохранить здоровье на клеточном уровне: продлить жизнь хороших кирпичиков организма и ускорить естественную смерть плохих.

Правильное голодание даёт возможность организму собственными силами победить предопухолевые клетки (фото SHGarden/flickr.com).

Новые данные позволят лучше понять, как при помощи ограничения калорий и отдельных веществ в рационе продлить жизнь и побороть болезни, связанные со старением, пишут американцы в пресс-релизе университета.

Отметим, ранее учёные уже неоднократно доказывали, что голодание полезно для здоровья, а одна группа даже провела 20-летнее исследование на обезьянах.

Нынешнее исследование пробралось на новый, клеточный уровень, и результаты этой работы имеют прямое отношение к человеку (а не к лабораторным животным, как это обычно бывает), пишут авторы работы в статье в FASEB Journal.

"Мы надеемся, что наше открытие будет первым в череде похожих. Исследование других типов клеток позволит разработать новые методы продления жизни людей", — добавляет Толлефсбол.