Смесь ксенона и водорода заставили стать твердым телом

Химикам из Института Карнеги удалось обнаружить новый механизм получения богатых водородом соединений. По словам ученых, данные результаты открывают перспективы создания новых материалов для хранения этого газа. Статья исследователей появилась в Nature Chemistry, а ее краткое изложение приводится в пресс-релизе университета.
Схема полученного материала. Красным показаны молекулы водорода, а желтым - атомы ксенона

В рамках работы ученые поместили смесь ксенона и водорода под давление в несколько тысяч атмосфер. Затем его постепенно увеличивали, а структуру материала "разглядывали" при помощи рентгеновской дифракции.

В результате ученым удалось установить, что при достижении отметки в 41 тысячу атмосфер атомы ксенона и водорода упаковывались особым образом, образуя твердое тело. При этом полученное соединение оставалось стабильным вплоть до отметки в 255 тысяч атмосфер. По словам ученых, этот факт обусловлен необычным взаимодействием между атомами водорода и ксенона. Исследователи подчеркивают, что их "застало врасплох появление нового материала".

Отмечается, что открытие нового эффекта может найти применение при создании новых материалов для хранения водорода. Одной из проблем на пути создания водородной энергетики, которая, как считается, должна быть безопаснее для природы, чем существующая углеводородная, является отсутствие эффективных методов хранения топлива.

Имеющиеся схемы полагаются преимущественно на системы высокого давления, которые хранят водород в сжиженном состоянии. Однако эта методика является дорогостоящей и опасной. Естественной альтернативой является получение материалов, в которых водород будет связан, например, химически. Однако особых успехов в этом направлении пока не достигнуто (речь идет о способности хранить газ в количестве 1-2 процента от массы исходного материала). Ученые надеются, что открытие нового вида взаимодействия атомов водорода с другими атомами поможет в создании более эффективных систем хранения "топлива будущего".