Учёные объяснили орбиту планеты двумя солнцами

Орбита экстрасолнечной планеты HD 80606b вытянута почти так же, как орбита кометы Галлея (comet Halley), и является самой эксцентричной из известных на данный момент. С тех пор как в 2001 году этот газовый гигант был открыт в системе двойной звезды, учёные никак не могли понять, чем обусловлено это явление. Помогло 11-часовое наблюдение на нескольких телескопах.

Существовала вероятность, что HD 80606b отклоняет какая-то близкая и ещё более массивная планета, однако во всём виновата именно вторая звезда (на снимке) (фото University of California, Santa Cruz).

HD 80606b приобрела большую известность благодаря своей экстремальной смене сезонов. Она расположена в 190 световых годах от Земли и превышает массу Юпитера в четыре раза. Необычная вытянутость (эксцентриситет составляет 0,93) и наклон (плоскость вращения находится под углом к экватору родной ей звезды и её оси вращения) орбиты приписывались влиянию сразу двух звёзд. Однако ранее учёные могли об этом лишь догадываться.

Отметим, что партнёр солнца, родного для HD 80606b, находится примерно в 200 миллиардах километров. Чтобы понять, насколько сильно его влияние, необходимо было пронаблюдать за уникальной планетой и собрать новые данные. Этим занялись восемь обсерваторий США (расположенных от Массачусетса до Гавайев).

5 июня 2009 года HD 80606b проходила по диску своей звезды. Каждый телескоп смог разглядывать солнце газового гиганта в течение всего лишь пары часов (после захода солнца на Земле). Таким образом, каждая обсерватория получила лишь часть данных.

Собрав и проанализировав полученную информацию, американские астрономы наконец-то подтвердили прежние догадки. О чём и отчитались в своей статье, опубликованной в Astrophysical Journal. Получается, что HD 80606b является новым типом экстрасолнечных планет, которые "привязаны" гравитацией сразу к двум своим солнцам (и это несмотря на то что обращается планета вокруг только одного из компонентов двойной звезды, к тому же – очень близко к нему).

Эрик Форд (Eric Ford), один из участников нынешнего исследования, считает, что подобный комплексный подход в наблюдении за планетами с длинным периодом обращения необходим и будет использоваться чаще. Астроном уверен, что "массовое" наблюдение поможет в поиске экстрасолнечных планет, пригодных для жизни человека.

Кстати, ранее мы рассказывали о планете, которую сопровождают сразу три солнца. Однако в 2007 году астрономы пересчитали данные и пришли к выводу, что в системе HD 188753 экстрасолнечных планет, скорее всего, нет. Вопрос о существовании мира трёх солнц остался открытым.

Ученые объяснили таинственные сигналы из центра Млечного ПутиУченые объяснили таинственные сигналы из центра Млечного Пути
Конденсат Бозе-Эйнштейна впервые получен в невесомостиКонденсат Бозе-Эйнштейна впервые получен в невесомости
В США погибает крупнейший организм Земли – ученыеВ США погибает крупнейший организм Земли – ученые

Проф вирт Чаты. Чат вирт доминирование.

m-city - 24