Лазеры сделали обычные лампочки экономичнее

Международная группа исследователей из Университета Рочестера в Нью-Йорке смогла улучшить эффективность обычных ламп накаливания при помощи сверхкоротких лазерных импульсов. Об этом сообщает Science Now, а работа ученых появилась в журнале Physical Review Letters.
Лампа накаливания. Фото пользователя Luinfana с сайта wikipedia.org

В рамках исследования физики изучали воздействие фемтосекундных (10-15 секунды) лазерных импульсов на металлы. Ранее им уже удалось доказать, что подобное облучения приводит к формированию сложных наноструктур на поверхности образцов. В частности, физикам удалось добиться того, что в независимости от металла после облучения поверхность образцов становилась черной и хорошо поглощала тепловую энергию.

Исследователи предположили, что, если металл хорошо поглощает энергию, то, возможно, он должен ее хорошо излучать. Для проверки гипотезы они облучили вольфрамовую спираль накаливания обычной лампочки. После включения лампы в розетку выяснилось, что 60-ватная лампа светит ярче 100-ватной при том же энергопотреблении, то есть эффективность лампочки выросла почти в два раза.

Помимо увеличения эффективности ученым удалось добиться некоторых других изменений. В прошлых исследованиях при помощи лазерных импульсов они могли делать поверхность металлов не только черной, но, например, синей или красной. Оказалось, что, применяя похожую технику к спирали лампы, можно добиться изменения спектра света, скажем в сторону более синего.

Кроме этого ученым удалось добиться того, что лампа излучала поляризованный свет. Раньше считалось, что подобное невозможно без использования специальных фильтров, которые заметно уменьшают мощность лампы.

Ученые отмечают, что несмотря на высокую стоимость лазеров, способных создавать импульсы длительностью несколько фемтосекунд, промышленное производство обработанных металлических спиралей может оказаться вполне выгодным делом. Например, в настоящее время в развитых странах идут компании за внедрение новых ламп, которые более "рационально" тратят электроэнергию. Данный переход требует создания новых производственных мощностей, а обработка ламп накаливания позволит производить более экономичные лампы на тех же мощностях.

Свет заменит электроны в компьютерах будущегоСвет заменит электроны в компьютерах будущего