Зонды НАСА ищут следы планеты, породившей Луну

Два автоматических зонда НАСА - "близнецы" STEREO, созданные для наблюдений за Солнцем и запущенные в октябре 2006 года, по пути к своим "наблюдательным пунктам" вошли в область, где, возможно, сохранились следы гипотетической планеты, столкновение которой с Землей, по мнению некоторых ученых, привело к появлению Луны. Об этом говорится в сообщении американского аэрокосмического агентства.

"Имя этой планеты - Тейя. Это гипотетический мир. Мы никогда не видели его, но некоторые исследователи верят, что он существовал 4,5 миллиарда лет назад и что его столкновение с Землей привело к формированию Луны", - сообщил один из участников проекта STEREO Майк Кэйсер, передает РИА "Новости".

"Гипотеза Тейи" была разработана теоретиками из Принстона Эдвардом Бэлбруно и Ричардом Готтом. Они начали с популярной теории, согласно которой Луна сформировалась из огромного количества обломков, выброшенного в космос из-за столкновения с Землей другой планеты размером с Марс.

Этот сценарий позволял объяснить многие особенности строения Луны, в частности, изотопный состав лунных пород. Однако он не давал ответа на вопрос, откуда взялась эта планета. Бэлбруно и Готт полагают, что создательница Луны сформировалась на земной орбите в точках Лагранжа - так называют точки, где тяготение Земли и Солнца формирует гравитационные "колодцы".

Таких точек всего пять и туда, на начальной стадии формирования Солнечной системы, как вода в низины, собирались планетезимали - мелкие планетные тела, "строительные блоки" будущих планет.

Бэлбруно и Готт полагают, что в одной из двух точек Лагранжа, L4 или L5, расположенных на земной орбите под углом 60 градусов от направления Земля - Солнце, из планетезималей могла сформироваться Тейя, названная по имени титаниды из греческой мифологии, породившей богиню Луны Селену. Если эта гипотеза верна, то в точках Лагранжа должны остаться планетезимали, не успевшие присоединиться к Тейе.

"Зонды STEREO сейчас входят в эту область и оказываются в наилучшей позиции для поисков", - говорит Кэйсер.

Ранее астрономы пытались обнаружить следы Тейи с помощью наземных телескопов, но они могли видеть только объекты километровых размеров.

Когда зонды НАСА попадут в точки Лагранжа, они смогут видеть значительно меньшие тела. Их обнаружат, необходимо будет выяснить их состав. Если он окажется сходным с составом земных и лунных пород, это окажется весомым подтверждением гипотезы Бэлбруно и Готта.