Стволовые клетки слишком быстро мутируют и приводят к образованию опухолей

Популярные в последнее время стволовые клетки склонны к мутациям и образованию опухолей в 10 раз больше, чем обычные клетки организма.

Стволовые клетки слишком быстро мутируют и приводят к образованию опухолей

"Мы знали, что в ДНК индуцированных стволовых клеток будут встречаться мутации. Неожиданным стало то, что количество мутаций в десять раз превысило прогнозируемое количество", — говорит Кун Жанг, профессор Калифорнийского университета в Сан Диего, передает Infox.ru со ссылкой на Nature.

Учёные из Канады, США, Германии и Финляндии под руководством Самер Хуссейн из Университета Хельсинки исследовали генетически последствия перепрограммирования клеток организма.

Самер Хуссейн и коллеги изучали двадцать две линии стволовых клеток, прародителями которых были человеческие фибробласты (клетки соединительной ткани). Все культуры клеток получены в разных лабораториях, с помощью различных биотехнологических методов.

Генетический материал экспериментальных клеток ученые сравнили с ДНК таких же, но эмбриональных стволовых клеток. То есть тех, что не претерпевали никаких изменений. В контрольной культуре также оказались родительские клетки.

Как пояснила Самер Хусейн, они сравнивали генетическую полноценность (здоровье) клеток, полученных различными способами в независимых лабораториях. Оказалось, что в ДНК перепрограммированных клеток присутствуют точечные мутации, нарушающие синтез протеинов.

Ученые проследили за перерождением соматической клетки в стволовую и выявили три источника мутаций. Во-первых, мутации закрадываются из самих соматических клеток, которые, прожив некоторое время, уже успели поизноситься и растратить свое генетическое здоровье.

Во-вторых, нуклеотидные перестройки появляются в процессе перепрограммирования.

В-третьих, мутации накапливаются в результате размножения уже перепрограммированных клеток, что неудивительно, так как этот вполне нормальный процесс имеет "удобренную питательную среду" — мутации, доставшиеся от первых двух источников.

Ученые объясняют: обнаруженные "геномные шрамы" действительно означают, что в процессе перепрограммирования взрослых соматических клеток происходит перестройка всего генома на фундаментальном уровне – уровне отдельных нуклеотидов.

Причем, большая часть обнаруженных мутаций — не "немые": эти перестройки вредят здоровью клетки, вызывая в том числе и онкологические заболевания. А это уже значительный повод задуматься о безопасности клеточной медицины.

Отметим, что год назад российские СМИ сообщили, что такие известные актёры, как Анна Самохина, Любовь Полищук, Олег Янковский, Александр Абдулов скончались после омолаживающих процедур стволовыми клетками.

Официальный диагноз актеров – злокачественные опухоли.

Главный онколог Минздравсоцразвития РФ Валерий Чиссов, комментируя эту информацию, сообщил, что использование стволовых клеток может привести к образованию злокачественных опухолей, но до конца этот аспект не изучен.

Мало не зіткнулися: астероїд розміром із машину підлетів дуже близько до Землі