Учёные усомнились в ценности пчелиных танцев
Каждый школьник знает, что когда медоносные пчёлы находят хороший источник питания, они возвращаются в улей к сородичам и танцуют, рассказывая о своём открытии. Однако эксперимент Кристофа Грютера (
Большинство исследователей уже давно не задаются вопросом, действительно ли пчёлы общаются таким способом, принимая это как подобие аксиомы. Но в ходе опыта, который провели Грютер и его коллега Уолтер Фарина (
Часто кажется, что пчёлы вообще не в состоянии следовать каким бы то ни было указаниям. Некоторые насекомые присутствуют более чем на 50 танцах и даже делают несколько самостоятельных вылазок из улья, но в итоге так и не находят еду.
Напомним, "виляющий танец" (
Танец, который может продолжаться в течение нескольких минут, привлекает других пчёл. Они становятся всё более возбуждёнными, по мере того как наблюдают за процессом. После того как танцующая пчела повторила фигуры пять или шесть раз, она взмывает и летит прямо по направлению к указанному ей месту, будто сверяясь по спутнику.
Однако в последние годы всё чаще специалисты начинают утверждать, что теория "эволюционировавшего танца" слишком хороша, чтобы быть правдой. Хотя эксперты признают, что танцы содержат информацию о месте нахождения пропитания, с другой стороны утверждается, что их значение было существенно переоценено.
Грютер и его коллеги считают, что "виляющий танец" – это только один компонент более сложной системы координации в поиске пищи. Танец не просто передаёт информацию о пространстве, он ещё и носит мотивационный характер в целом. Пчёлы также могут собирать сведения о еде путём простого наблюдения за перемещением своих сородичей.
С парадоксальными выводами Грютера солидарен Джо Райли (Joe Riley): энтомолог из Ротамстедского исследовательского центра (
"Действо происходило в среде, намеренно лишённой источников пищи, кроме единственного, находимого при помощи запаха. Использование закодированных данных о местности было единственным реальным вариантом для пчёл", — говорит Райли.
"Я думаю, сейчас атмосфера меняется, — утверждает Грютер. — Люди в наше время гораздо более открыты и восприимчивы к идее того, что язык танца не столь важен, как считалось раньше". Более подробно о сенсационном опыте учёного можно прочесть в