Доисторические пещерные художники были женщинами

До сих пор как-то само собой подразумевалось, что творцами ярких образцов наскальной живописи каменного века являются представители мужского пола. Видимо по аналогии с преобладанием художников мужчин на протяжении последней пары тысяч лет. Однако, оказалось, что это вовсе не так. Справедливость восстановил Дин Сноу (Dean Snow), археолог из университета Пенсильвании.

Отпечатки рук доисторических творцов в Испании (на фото), и не только там, оказались женскими (фото Roberto Ontanon Peredo).
Отпечатки рук доисторических творцов в Испании (на фото), и не только там, оказались женскими (фото Roberto Ontanon Peredo).

Сноу тщательно изучил отпечатки ладоней, оставленных древними живописцами на стенах рядом со своими рисунками. В частности, он вдоль и поперёк измерил изображения из французской пещеры Pech Merle (рисунки в ней датируются периодом от 25 до 16 тысяч лет назад), испанской пещеры Cuevas de El Castillo (отпечаткам ладоней в ней — 28 тысяч лет) и ряда других.

Учёного интересовали точные размеры... пальцев. Для сравнения Сноу снял точные размеры кистей рук у множества европейцев, дабы выявить закономерности в пропорциях указательных, средних, безымянных и так далее пальцев у мужчин и женщин.

Анализ этих же параметров у отпечатков каменного века привёл исследователя к выводу, что большинство из них принадлежат женщинам.

Отпечатки рук рядом с этими знаменитыми лошадьми в яблоках, запечатлённые тысячелетия назад в пещере Pech Merle, также принадлежат женщинам. Это можно считать своеобразной подписью авторов. Внизу слева: этот отпечаток из французской пещеры Gargas американец опять-таки определил как женский (снимок сделан камерой ночного видения). Внизу справа: ещё одна женская ладонь из El Castillo (фотографии Dean Snow, Roberto Ontanon Peredo).
Отпечатки рук рядом с этими знаменитыми лошадьми в яблоках, запечатлённые тысячелетия назад в пещере Pech Merle, также принадлежат женщинам. Это можно считать своеобразной подписью авторов. Внизу слева: этот отпечаток из французской пещеры Gargas американец опять-таки определил как женский (снимок сделан камерой ночного видения). Внизу справа: ещё одна женская ладонь из El Castillo (фотографии Dean Snow, Roberto Ontanon Peredo).

Отсюда следует вывод, что многие рисунки на стенах пещер были сделаны женщинами, и что роль слабого пола в культуре каменного века была куда большей, чем предполагали учёные ранее.

"Мы не знаем, какова была роль художников в обществе Верхнего палеолита (от 50 тысяч до 10 тысяч лет назад) в целом, — сказал исследователь. — Но это шаг вперёд, который говорит, что подавляющее большинство из них составляли женщины".

Отпечатки ладоней очень широко распространены в доисторической наскальной живописи во всех частях света. "Наши руки – одна из особенностей, делающая нас уникальными. И это нечто, соединяющее всех нас", – заявил Дин. Хотя его исследование сосредоточилось на европейских образцах доисторических картин, автор работы полагает, что аналогичные выводы можно будет сделать при анализе рисунков в других местах: Патагонии, Борнео, Белизе и ЮАР, к примеру (фотографии Peter Essick/Aurora, Carsten Peter/NGS Image Collection, Stephen Alvarez, Geoffrey Blundell/South African Rock Art Digital Archive).
Отпечатки ладоней очень широко распространены в доисторической наскальной живописи во всех частях света. "Наши руки – одна из особенностей, делающая нас уникальными. И это нечто, соединяющее всех нас", – заявил Дин. Хотя его исследование сосредоточилось на европейских образцах доисторических картин, автор работы полагает, что аналогичные выводы можно будет сделать при анализе рисунков в других местах: Патагонии, Борнео, Белизе и ЮАР, к примеру (фотографии Peter Essick/Aurora, Carsten Peter/NGS Image Collection, Stephen Alvarez, Geoffrey Blundell/South African Rock Art Digital Archive).





Последние новости

Подгружаем последние новости