Составлен рейтинг самых важных для науки телескопов

Канадские астрономы составили очередной рейтинг самых важных для науки телескопов. Об этом сообщает Nature News. Данный список будет опубликован в Bulletin of the American Astronomical Society.
"Зеленая клякса", открытая голландской учительницей Ханни Ван Аркель в рамках проекта Galaxy Zoo, который использует данные SSDS. Фото с сайта phys.ncku.edu.tw

Важность телескопов оценивалась по следующей схеме. Исследователи брали 200 самых цитируемых за год статей, выбрасывали оттуда исключительно теоретические работы, а для остальных определяли, какие обсерватории предоставили для них информацию. Далее ссылки на данную статью распределялись среди телескопов пропорционально их участию в работе.

В результате первое место в рейтинге занял 2,5-метровый телескоп в Нью-Мексико, который обеспечивает информацией Слоановскую программу цифрового обзора неба (SSDS - Sloan Sky Digital Survey). На втором месте расположился небольшой орбитальный телескоп Swift, который занимается поиском космических гамма-всплесков. Находящийся в настоящее время в частично рабочем состоянии "Хаббл" замыкает тройку.

По словам создателей рейтинга, положение телескопа в списке определяется не только технической мощностью устройства, но и скоростью публикации данных. Например, информация, собранная в рамках SSDS, оказывается достаточно быстро доступна для научной общественности. Это позволяет телескопу Слоановской программы занимать первое место уже несколько лет подряд, опережая таких гигантов как "Хаббл" и четверку 8-метровых телескопов в Чили, принадлежащих Европейской южной обсерватории (ESO).

У астрономов к новому рейтингу имеется несколько претензий. Например, многие из телескопов в первой десятке являются частными инструментами. Это позволяет их владельцам концентрироваться на наиболее популярных темах для исследования, увеличивая свой рейтинг. При этом многие важные проекты не попадают даже в первую десятку.

К подобным проектам относится телескоп Gemini, который занимается изучением космических объектов в инфракрасном диапазоне. Результаты наблюдений, при всей их важности, оказываются востребованы лишь небольшим числом специалистов, что не обеспечивает "должного" индекса цитирования проекту.

Наше наследие: что XXI век оставит археологам будущего?Наше наследие: что XXI век оставит археологам будущего?
Умер Клайв Синклер - разработчик компьютера ZX SpectrumУмер Клайв Синклер - разработчик компьютера ZX Spectrum