Яйца-первенцы щебечут лучше всех

У старинной европейской традиции оставлять всё наследство старшему сыну, похоже, есть глубокие эволюционные корни. Учёные выяснили, что птенцы из яиц, отложенных в первую очередь, вырастают более одарёнными. По крайней мере, если речь идёт о вокальных данных.
Для проверки гипотезы всё было устроено так, чтобы каждый выводок японской амадины (iLonchura striata domestica/i), певчей птички размером поменьше воробья, воспитывался отдельно (фото с сайта adrants.com).
Дляпроверки гипотезы всё было устроено так, чтобы каждый выводок японскойамадины (Lonchura striata domestica), певчей птички размером поменьшеворобья, воспитывался отдельно (фото с сайта adrants.com).

Большинство видов птиц используют певческие таланты для демонстрации своей генетической привлекательности и поиска партнёра. Так что делают они это отнюдь не ради удовольствия, а в связи с суровой жизненной необходимостью.

В ходе предыдущих исследований уже удавалось показать, что наиболее здоровые самцы обладают самым громким, длительным и витиеватым пением.

Специалист по поведенческой экологии Масаё Сома (Masayo Soma) из института исследования мозга RIKEN вместе с коллегами решила выяснить, как влияет на музыкальные способности последовательность появления яиц на свет.

"Я ожидала обнаружить такую зависимость, поскольку первенцы некоторых видов получают больше ресурсов от своих родителей при выкармливании", — поясняет японский учёный.

Отчёт об этом исследовании опубликован в журнале Behavioral Ecology and Sociobiology.

Всего в ходе эксперимента было "сегрегировано" шестнадцать кладок у девяти пар Lonchura striata domestica, в каждой из которых было по четыре яйца. Дополнительно на время вскармливания в соседние с птенцами клетки поместили ещё девять самцов – чтобы молодёжь могла слышать вокал "из независимых источников".

Когда амадины подросли, их пение записали и проанализировали. Оказалось, что последовательность кладки напрямую влияет на сложность трелей взрослых особей. Причём речь идёт именно о биологически детерминированных преимуществах, а не о дополнительных калориях во время выкармливания, к примеру.

"Для эволюционных экологов не является секретом, что самки ряда видов могут непропорционально распределять внутренние ресурсы в процессе кладки яиц", — добавляет Роксана Торрес (Roxana Torres) из университета Мехико (University of Mexico).

Что это за "ресурсы", впрочем, не до конца понятно. "Возможно, это различная концентрация уровня мужских половых гормонов в желтке", — предполагает Масаё Сома.