Квазар эволюционировал на глазах у астрономов

Астрономы из Флориды и Калифорнии пришли к выводу о том, что им впервые удалось пронаблюдать процесс эволюции квазара в динамике. Удаленный на 10,3 миллиарда лет квазар при наблюдении в 2002 году был лишен характерного газового облака, а четыре года спустя спектральный анализ уже позволял уверенно говорить о его появлении. Об этом говорится в пресс-релизе Университета Флориды.
Галактика и квазар (сверху справа) имеют примерно одинаковую яркость. Снимок телескопа "Хаббл", с сайта hubblesite.org

Внутри квазара находится сверхмассивная, с массой в миллиарды масс Солнца, черная дыра. Падающий в нее газ формирует вращающийся диск, который и отвечает за аномальную (сравнимую со светимостью галактики) светимость квазара. Сжимающееся вещество сначала излучает свет по мере приближения к черной дыре и затем частично выбрасывается обратно, формируя окружающее квазар газовое облако. Именно этот процесс удалось пронаблюдать ученым: возникшее за четыре года облако изменило спектр излучаемого квазаром света.

Строго говоря, обнаружено событие, произошедшее свыше десяти миллиардов лет назад. Свет от квазара до Земли идет именно столько времени, и по сути астрономы увидели очень быстрый по астрономическим меркам процесс. Быстрый и потому крайне редкий - профессор Дэниел Програ из Невады уже оценил наблюдение как черезвычайно удачное, так как увидеть такое событие пока никому не удавалось.

Квазары были открыты в 1960-х годах как радиоисточники, а объяснение механизма свечения через аккрецию вещества черной дырой было предложено еще спустя десятилетие. Наблюдение меняющегося буквально на глазах астрономов квазара позволит проверить построенные к сегодняшнему дню численные модели.