Гигантские круги умирают и возрождаются вновь

Некоторые считают, что круги на полях – привет от инопланетного разума. Таинственные, огромные и геометрически выверенные, они вносят смуту в души впечатлительных землян. Но один американец решил не давать пришельцам повода для гордыни и показал, что мы можем и больше, и лучше, и красивее. Пусть знают, какая у нас прогрессивная цивилизация!

На самом деле "земляное" направление в искусстве – ленд-арт (land art) – зародилось в Штатах ещё в конце 1960-х. Группе художников стало тесно в галерейном бетонном пространстве, и они использовали бескрайние просторы и естественную красоту природных пейзажей.

Это был не просто музей под открытым небом: объектом творческих усилий стал сам ландшафт. На нём из природных же компонентов – камней, ветвей, песка и много чего ещё – воздвигали масштабные, но вместе с тем эфемерные композиции. Завтрашний дождь или прилив могли в буквальном смысле стереть работу с лица земли.

Самым, пожалуй, известным представителем ленд-арта является Роберт Смитсон (), а его наиболее знаменитой и знаковой для этого направления в 
искусстве работой —
Самым, пожалуй, известным представителем ленд-арта является Роберт Смитсон (Robert Smithson), а его наиболее знаменитой и знаковой для этого направления в искусстве работой — "Винтовая дамба" (Spiral Jetty). Сооружение представляет собой спираль диаметром около 460 метров, насыпанную из камней и земли, скреплённых водорослями (фото с сайта wikipedia.org).

Другой причиной возникновения ленд-арта явилась, по словам пионеров жанра, коммерциализация музейного искусства и вместе с тем его, как им казалось, деградация – именно в то время на роль властителя дум выдвинулся Энди Уорхол с его потребительской, пластиковой эстетикой.

Припасть к корням, к природе казалось в какой-то степени антагонистичным набирающему обороты культу потребления. Всё это совпало по времени с культурной революцией (в её формальном понимании) – Вудсток, война во Вьетнаме, дети-цветы, ну и всё такое.

В 1960-х и 1970-х ленд-арт появился в пику коммерциализации искусства, а художники этого течения использовали
В 1960-х и 1970-х ленд-арт появился в пику коммерциализации искусства, а художники этого течения использовали "бесплатные" материалы. В XXI веке песок кое- где всё ещё бесплатен, зато песчаные инсталляции вполне органично рекламируют дорогие автомобили (фото с сайта landrover.com).

Общество потребления оказалось, понятное дело, сильнее бунтарей, многие из которых сейчас сами являются респектабельными буржуа, а некоторые даже собственными яхтами обзавелись.

Но новое время диктует новые вызовы, и на смену протестным земляным работам пришли не столь идейные, зато очень симпатичные.

Как, например, у Джима Деневана (Jim Denevan).

Уставшим в каменных джунглях одиноким сердцам не нужно кричать о природе – их только позови… Но предусмотрительный мистер Деневан начал с того, что уж наверняка и безотказно сокращает путь к этим самым сердцам – с вкусной и здоровой пищи.

Джим отрицает пропаганду органических продуктов, но готовить по рецептам из его недавно вышедшей книги A Farm to Table Cookbook не так-то 
просто. New York Times , что без похода в магазин Mr. Organics не обойтись. Бюджет должен быть соответствующий. Но ведь можно и на ферму махнуть, с другой стороны! Кстати, фотография, где он радостно 
держит ящик с корнеплодами, — с обложки упомянутой книги. А справа вы можете увидеть примеры недеревенских пикников повара-художника (фото с сайтов nytimes.com, outstandinginthefield.com).
Джим отрицает пропаганду органических продуктов, но готовить по рецептам из его недавно вышедшей книги A Farm to Table Cookbook не так-то просто. New York Times считает, что без похода в магазин Mr. Organics не обойтись. Бюджет должен быть соответствующий. Но ведь можно и на ферму махнуть, с другой стороны! Кстати, фотография, где он радостно держит ящик с корнеплодами, — с обложки упомянутой книги. А справа вы можете увидеть примеры недеревенских пикников повара-художника (фото с сайтов nytimes.com, outstandinginthefield.com).

В конце 1990-х он был поваром в Милане, но, накопив кое-какую сумму, решил круто изменить свою жизнь: купил за $7000 старый автобус 1953 года выпуска, назвал его "Знаменитым" (Outstanding) и стал колесить по Америке, собирая всех желающих на пикники.

Но не простые пикники, а самые настоящие представления: люди собираются на маленьких фермах и ранчо, для того чтобы "соединиться с землёй".

Всё мероприятие, по словам автора, было задумано, чтобы городские обитатели вновь ощутили буколическую прелесть маленьких ферм, гастрономическую свежесть натуральных продуктов. А ещё чтобы сохранить американский дух и пощупать (а также попробовать на вкус) свои корни.

Гигантское соляное озеро (в центре). На нём — самый большой в мире песчаный рисунок. Его диаметр — около 5 километров, а для того чтоб 
закончить работу, художнику пришлось пройти около 160 километров (фото с сайта darkroastedblend.com).
Гигантское соляное озеро (в центре). На нём — самый большой в мире песчаный рисунок. Его диаметр — около 5 километров, а для того чтоб закончить работу, художнику пришлось пройти около 160 километров (фото с сайта darkroastedblend.com).

Джиму, впрочем, немного не по себе от такого пафоса, и он подчёркивает, что в конечном итоге всего лишь собирает людей там, где им может быть хорошо. Однако на его "деревенских обедах" готовят отнюдь не прекрасные пейзанки, а шеф-повара из модных нью-йоркских или чикагских ресторанов.

В любом случае, в один прекрасный день обеды и гости стали наводить на американца лёгкую тоску. Именно что лёгкую – это вам не наша русская хандра. По его собственному признанию, он взял грабли, лопату и пошёл на берег (видимо, после банкета, что на одной из фотографий вверху).

После
После "работы" Джим и его команда на верном "Знаменитом" объезжают композицию, чтобы проверить, не нарушены ли где сплошные линии узора (фото с сайта darkroastedblend.com, Jim Denevan).

Он бесцельно возил сельхозинвентарём по песчаной отмели во время отлива и вдруг стал замечать, что у него получается нечто интересное. Новый эксперимент быстро превратил повара в художника. Бывают и не такие метаморфозы.

Джим собрал новую команду и поехал по стране уже с новой целью – изобразить что-нибудь монументальное. Благо собирать вокруг себя людей, заражать их какой-то идеей американцу действительно удаётся: загородные трапезы проекта Outstanding in the Field прошли уже в десятках городов по всей территории США.

Несмотря на всю эстетичность, огромный артефакт на теле Земли скоро исчезнет в никуда – как красивое облако или волна в океане.
Несмотря на всю эстетичность, огромный артефакт на теле Земли скоро исчезнет в никуда – как красивое облако или волна в океане. "Род уходит, и род приходит, а Земля остаётся навек. Восходит солнце, и заходит солнце, и на место своё поспешает, чтобы там опять взойти;" (Еккл 1:4-5). Идея похожая, в общем (фото Jim Denevan).

Создано одним человеком. Растворится в небытие за несколько дней.

"Моя предыдущая работа была полностью уничтожена дождём, не продержавшись и неделю, но я не особенно расстраиваюсь по этому поводу, — мистер Деневан относится к недолговечности своих произведений философски. – В конце концов, мало кому понравилось, если бы эти фигуры остались навсегда".

Художник творит, не прибегая к помощи каких бы то ни было инструментов или приспособлений, и даже не имея первоначального наброска. Всё – у него в голове. Как говорят американцы, "легко пришло – легко ушло".

Помимо того что Джим Деневан был поваром в Италии, во времена бурной молодости он там же подрабатывал моделью. С тех пор выбор удачного ракурса 
для него не составляет труда (фото Jim Denevan).
Помимо того что Джим Деневан был поваром в Италии, во времена бурной молодости он там же подрабатывал моделью. С тех пор выбор удачного ракурса для него не составляет труда (фото Jim Denevan).

По мнению автора, его работа является аллюзией на древний "космодром" в долине Наска. По крайней мере, технологических достижений, не известных древней индейской цивилизации, он не использует. Кроме, разве что, автобуса. Но это не в счёт.

"Может, когда-нибудь одна из моих композиций на самом деле привлечёт внимание инопланетян", — смеётся Джим.






Интересные новости
НАСА скрывает правду о Марсе: на планете нашли не только воду
Сенсация!!! Космонавты нашли ад!
Ученые выяснили, что у Сфинкса не было человеческого лица
Японский астронавт запустил в космосе бумеранг
Человечество могло разделиться на два вида
Блок рекламы


Похожие новости

Ученые нашли подо льдами Антарктиды гигантские залежи грунтовых водУченые нашли подо льдами Антарктиды гигантские залежи грунтовых вод
Как гигантские бактерии нарушили законы природы
Гигантские вырезанные изображения верблюдов в Северной Аравии оказались на 6000 старше, чем предполагалось ранее
COVID-19: после выздоровления многие люди умирают
Астрономы вновь пожаловались на Starlink
7 миллионов человек умирают ежегодно от загрязнения воздуха - ООН
На Марсе вновь замечено загадочное облако
Астрономы вновь обнаружили загадочные сигналы из глубин космоса
Спутниковая навигационная система Galileo вновь работает
Rocket Lab вновь отложила запуск ракеты, но в дальнейшем будет производить их один за другим
Последние новости

Подгружаем последние новости