Не размер, а дефект имеет значение

Луна Юпитера под названием Европа подвергается постоянному гравитационному воздействию.

Лунные тайны

Крупнейшие луны Юпитера — Ио, Европа, Ганимед и Каллисто — впервые обнаружил Галилей в 1600-ых годах.

А когда в 1970-ых и 1990-ых к этим лунам отправился корабль агентства НАСА, оказалось, что они полны сюрпризов.

Во время движения по орбите ледяная поверхность Европы вздувается и опадает под воздействием гравитации Юпитера, выделяя достаточно тепла, чтобы хватило для поддержания океана под твердой оболочкой поверхности.

И вот теперь эксперименты, проведенные специалистами в области наук о Земле из университета Брауна и Колумбийского университета, предполагают, что этот процесс под названием периодическое рассеяние способен формировать значительно больше тепла во льдах Европы, чем принято считать.

В конечном счете, работа поможет ученым лучше оценить толщину внешней оболочки спутника Юпитер.

Результаты опубликованы в издании Earth and Planetary Science Letters.

— Ученые ожидали увидеть холодную мертвую местность, но их ожиданиям не суждено было сбыться, заявила аспирант Кристина Маккарти. — Была отмечена своего рода тектоническая активность — все двигалось и разламывалось. На Европе местами лед казался достаточно тонким или даже рыхлым.

Генерировать тепло вдали от Солнца луны Юпитера могли только в процессе периодического рассеяния. Если сгибать и разгибать металлическую проволоку, то в месте сгиба она обязательно нагреется. Именно так нагляднее всего можно описать процессы на Европе.

Трение = тепло

И все же не до конца ясно, что именно происходит, а моделирование приводит к несколько неожиданным результатам. Оно предположило, что большая часть тепла производится в результате трения отдельных крупиц льда в области межзеренных границ. Следовательно, размер частиц должен влиять на объем генерируемого тепла. Однако Маккарти добилась сравнительно тех же результатов, варьируя величину частиц. Следовательно, этот вариант отпадает.

И вот последняя работа позволила заключить, что на самом деле высокая температура производится во многом благодаря дефектам в кристаллической решетке, которые формируются в результате рассеяния. Следовательно, чем больше рассеяния, тем больше тепла выделяется.

Ученые надеются, что их результаты пригодятся в дальнейшем для разгадки тайны скрытого подо льдом Европы океана.

Кристина Маккарти исследует образцы в лаборатории