Установлено, как паразиты коммуницируют с хозяевами

Американские специалисты открыли новую форму коммуникации у растений — обмен генетической информацией.

Выяснилось, что растения-паразиты в значительном количестве получают молекулы РНК своих владельцев, что предоставляет им оперативные данные о биологическом состоянии последних.

Эксперты из Политехнического университета Виргинии определяли, как паразит (повилика) взаимодействует с двумя растениями — резуховидкой Таля (достаточно известным модельным организмом) и томатом. Повилика проникает в ткани хозяев при помощи гаусторий (многоклеточных ответвлений, напоминающих корни). Ученые выяснили, что по гаусториям к подобным паразитам попадает не только лишь вода и питательные вещества, но и большие молекулы — к примеру, информационная РНК (иРНК), контролирующая, в частности, форму листьев и период цветения.

Полагали, что молекулы иРНК (которые, фактически, представляют собой временные чертежи по созданию белков) очень хрупкие и весьма быстро распадаются, и передача их от одного типа к другому невозможна. Но профессор Джим Вествуд выявил, что повилика и ее хозяева могут передавать друг другу тысячи единиц иРНК. Итак, между видами постоянно происходит обмен информацией.

Хотя поток молекул направляется в обе стороны, паразит получает больше иРНК владельцев. О целях данного процесса ботаники пока затрудняются говорить что-то определенное. Скорее всего, таким способом паразит собирает информацию о здоровье своего хозяина. Иная гипотеза: так повилика начинает управлять биологическими процессами в организмах резуховидки и томата (к примеру, ослабляет их защитные механизмы).