Рак кожи прячется от иммунитета, прикрываясь слабыми антителами

Одна из задач иммунной системы — своевременно обнаруживать и удалять злокачественные клетки. И обычно иммунитет берётся за дело по-настоящему: например, в случае меланомы В-клетки синтезируют антитела, направленные против клеток рака, — такие антитела, которые, связавшись с клетками рака, «призывают» другие иммунные клетки к начале массированной атаки на рак. Но нападения иммунитета оказываются неэффективны: меланома процветает. И вот по какой причине.

У антител-иммуноглобулинов IgG, которые чаще всего используются для определения чужеродного материала, есть четыре разновидности. Самые сильные из них — IgG1, самые слабые — IgG4. Как выяснили исследователи из Королевского колледжа Лондона (Великобритания), успех рака кожи кроется в том, что он притягивает к себе не первые, а четвёртые иммуноглобулины G. По словам Софии Караджианнис, которая руководила исследованиями, меланома, притягивая IgG4, создаёт условия, чтобы В-клетки производили преимущественно их — слабые антитела 4-го типа. При отсутствии же меланомных клеток иммунная система синтезирует правильные (сильные) иммуноглобулины 1-го типа.

Клетки рака кожи, накапливающие коричневый меланин (фото Ron Boardman).

Учёные выяснили, что IgG4, присоединяясь к раковым клеткам, не способны спровоцировать нормальный иммунный ответ. При этом они мешают действовать более эффективным IgG1. То есть рак прикрывается слабейшими антителами от сильных. В статье, опубликованной в Journal of Clinical Investigation, авторы пишут, что повышенному уровню IgG4 у больного соответствует плохой клинический прогноз.

То есть чем больше у пациента IgG4, тем труднее будет справиться с раком, и врачи, разумеется, должны отслеживать этот показатель при планировании лечения.

С другой стороны, если удастся так подействовать на иммунитет, чтобы уровень слабых иммуноглобулинов падал, а сильных — возрастал, это, возможно, поможет в борьбе с раком, по крайней мере с раком кожи. В дальнейшем исследователи планируют проверить, не происходит похожий перекос в антителах при других разновидностях злокачественных опухолей.

Подготовлено по материалам Королевского колледжа Лондона.