Как слепыши защищаются от рака

Голые землекопы — весьма омерзительного вида грызуны, всю жизнь проводящие под землёй, — известны своим удивительным для грызунов долголетием. Они живут почти три десятка лет! Считается, что одна из причин этого — устойчивость голых землекопов к раку. Три года назад удалось выяснить, что клетки этих животных обладают каким-то внутренним ограничителем роста.

Обычно клетки млекопитающих, если их растят в культуре, заполняют свободное пространство, формируя монослой, после чего у них включается контактное торможение: клетки чувствуют обилие соседей и перестают делиться. Раковые клетки, как известно, делятся вообще без тормозов. А вот клетки голых землекопов, как оказалось, перестают делиться даже раньше, чем у других видов животных. Было высказано предположение, что такая осторожность клеток и защищает голых землекопов от опухолей.

Слепыши знают, как найти управу на рак. (Фото HyperViper.)

Но голые землекопы не единственные долгожители среди грызунов: следом за ними идут слепыши, продолжительность жизни которых может достигать 21 года. Их можно назвать кузенами землекопов: слепыши ведут такой же образ жизни и столь же устойчивы к разнообразным болезням, включая рак. Однако механизм устойчивости к злокачественным заболеваниям у слепышей, по-видимому, иной. Исследователи из Университета Рочестера (США) экспериментировали с культурами клеток двух видов слепышей — Spalax judaei и Spalax golani. Они ожидали увидеть то же, что и в случае с землекопами: что клетки рано остановятся в делении. Случилось, однако, нечто иное: клетки слепышей интенсивно делились до какого-то момента, после чего вдруг внезапно принесли себя в жертву, запустив программу апоптоза.

Результаты экспериментов учёные обсуждают в статье, опубликованной в журнале PNAS. Очевидно, у клеток слепышей, как и у клеток землекопов, есть какой-то механизм, который сообщает, когда их становится слишком много. Правда, последствия тут совсем иные: клетки массово отправляются «в расход». По словам авторов работы, это как-то связано с высвобождением белка бета-интерферона, но детали процесса, как говорится, ждут дальнейших исследований. Это не самый экономный способ сдерживать рак, однако, если бы удалось включать этот механизм медицинскими средствами, то это открыло бы широкие перспективы в онкологии: представьте только, как опухолевые клетки организованно мрут по приказу некоего клеточного сигнала, расшифрованного благодаря слепышам!

В то же время некоторые скептики утверждают, что клетки у авторов работы погибали вовсе не из-за специфического антиракового сигнала, а из-за того, что их просто неправильно содержали. Однако исследователи утверждают, что метод выращивания клеток, который был использован, подходит для клеток почти 20 разных видов грызунов, и лишь клетки слепышей в один прекрасный момент начинали погибать. Так что, возможно, метод выращивания клеток был правильный, а гибель клеток действительно провоцировалась загадочным антионкогенным механизмом.

Подготовлено по материалам Nature News.