Гормоноподобный химикат вызывает межвидовое скрещивание

Установлено, что химикат, напоминающий по структуре гормон, при попадании в реки самым «нетрадиционным» образом воздействует на брачные предпочтения рыб.

Неоднозначное химическое соединение бисфенол-А (BPA), демонстрирующее подобные эстрогену свойства, изменяет внешность и поведенческие особенности водных обитателей, приводя к межвидовому спариванию. Таким образом, результаты исследования, опубликованные в журнале Evolutionary Applications, продемонстрировали угрозу биологическому разнообразию в условиях размывания границ между отдельными видами.

Вверху — Cyprinella venusta; внизу — Cyprinella lutrensis. (Фото Chad Thomas / Texas State University-San Marcos.)

Исследование, которым руководила Джессика Вард из Университета Миннесоты (США), выясняло, какое влияние BPA, применяющийся при производстве поликарбонатных пластиков, оказывает на рыб видов Cyprinella venusta и Cyprinella lutrensis, обитающих в реках США. С этой целью учёные отобрали некоторое количество представителей каждого вида из двух водоёмов в штате Джорджия. Все рыбы содержались раздельно в течение 14 дней в индивидуальных танках, причём вода некоторых из них содержала BPA. На пятнадцатый день было проведено «групповое занятие», во время которого рыбки из различных ёмкостей были представлены друг другу. Исследователи внимательно наблюдали за физиологическими или сигнальными различиями (такими как цвет), демонстрируемыми подопытными, а также за различиями в брачном поведении.

ВРА нарушает работу эндокринной системы, которая контролирует выделение гормонов. Это оказывает влияние на внешний облик и поведенческие особенности рыбок, что может приводить к ошибочному выбору партнёра, предлежащему к другому виду. Всё это представляет собой долговременную экологическую угрозу, особенно в областях, которым угрожает распространение экспансионистских видов.

BPA и другие гормоноподобные химикаты способны вызывать эскалацию потери нативного биологического разнообразия, ломая барьеры между представителями различных видов и тем самым активизируя вторжение чуждых рыб. Но самое печальное в том, что сейчас мы не в состоянии представить всю глубину возможных экологических последствий, вызванных такой гибридизацией под действием произведённого человеком химического вещества, начиная с проблем с эволюционным развитием и заканчивая исчезновением видов…

Подготовлено по материалам Phys.Org.

SpaceX отложила запуск грузового корабля к МКС на 24 июляSpaceX отложила запуск грузового корабля к МКС на 24 июля