Генетики доигрались: мутации испортили вкус помидоров

Генетики доигрались: мутации испортили вкус помидоровУченые выяснили, что в результате десятилетий селекционной работы культурные сорта томатов в угоду эстетики лишились гена, который увеличивал в плодах концентрацию глюкозы. Иными словами, генетики ради красивых и равномерно окрашенных плодов лишили культурные томаты их природного вкуса. Результаты этих исследований опубликованы в журнале Science, краткое содержание статьи есть на портале ScienceNow.

В ходе исследований ученые выяснили, что в течение последних 70 лет селекционной работы генетики добивались того, чтобы культурные сорта помидоров перед созреванием окрашивались светло-зеленый цвет. Эта особенность томатов очень помогает фермерам, так как они точно знают время, когда нужно убирать урожай, чтобы он попал к потребителю с равномерной красной окраской.

Сорта же дикого томата, наоборот, перед созреванием покрываются темно-зелеными пятнами, которые мешают определить оптимальное время для сбора урожая. Кроме того, дикие плоды томатов не обладают яркой и привлекательной для покупателя равномерной красной окраской. Однако, несмотря на неаппетитный вид, плоды диких томатов намного вкуснее своих культурных сородичей.

Как удалось выяснить немецким ученым из института имени Макса Планка (Потсдам), все дело в единственном гене SlGLK2 на 10 хромосоме томатов. У диких томатов этот ген стимулирует синтез хлоропластов, поглощающих солнечный свет и образующих глюкозу. При этом для связывания солнечной энергии хлоропласты используют фермент хлорофилл - отсюда и темно-зеленая окраска плодов.

А у культурных плодов томатов, усилиями генетиков и селекционеров, возникла мутация, которая инактивирует ген SlGLK2, то есть делает его неактивным, а значит, в плодах культурных сортов уменьшается количество хлоропластов и, естественно, значительно сокращается количество глюкозы, что делает такие плоды безвкусными.

Можно ли исправить такую ошибку генетиков и селекционеров? Ученые экспериментальным путем внедряли в культурные томаты интактную версию гена SlGLK2, что приблизительно на 40% увеличивало содержание в плодах томата глюкозы и фруктозы, а также вело к увеличению количества ликопена - полезного для здоровья людей антиоксиданта. Правда, попробовать эти плоды, по существующим правилам исследователям нельзя употреблять в пищу продукты генной инженерии, ученым так и не удалось - увеличение глюкозы было определено лабораторным путем.

Однако, по мнению ученых, существует и селекционная возможность вернуть культурным томатам интактный ген SlGLK2, но при существующей практике заготовки урожая, еще до созревания плодов, это не имеет смысла. Так как 80% углеродов сначала синтезируются в листьях томатов, и лишь затем они транспортируются в плоды созревших томатов. То есть помидоры на полках супермаркетов никогда не будут такими сладкими и вкусными, как созревшие плоды диких томатов, если конечно не изменится практика заготовки томатов.

Ю. Орлов, ЕвроСМИ