Учёные радикально пересмотрели число экзопланет

Группа астрономов из 20 университетов и институтов разных стран пришла к важному выводу: планеты у звёзд должны быть скорее правилом, чем исключением.

Исследование, результаты которого опубликованы в Nature, предполагает, что многие (если не все) звёзды Млечного Пути обладают хотя бы одной планетой. Работа была основана на статистической обработке данных об уже пойманных экзопланетах. Их за последние 16 лет открыли и подтвердили более 700, в очереди же на проверку стоит ещё целая куча.

Звёздное небо над обсерваторией La Silla в Чили. На заднем плане – Млечный Путь, правее можно увидеть Магеллановы облака. Число звёзд в Галактике оценивается как 200-300 миллиардов, а число планет – ещё выше (иллюстрация ESO/Z. Bardon/ProjectSoft).

Большинство чужих планет найдено при помощи измерения колебаний радиальной скорости звезды, но этот метод лучше работает с тяжёлыми небесными телами, чем с лёгкими.

Второй нередко применяемый вариант – поимка экзопланеты по затмению звезды, но этот способ легче обнаруживает миры, расположенные близко к светилу. Налицо перекос в возможностях техники – сколько объектов такие измерения банально упустили из-за особенностей принятой методики?

Планеты большие и малые, горячие и холодные. Астрономы с цифрами в руках доказывают — общее число и разнообразие планетных систем в Млечном Пути удивительно велики (иллюстрация ESO/M. Kornmesser).

Между тем интересную информацию к размышлению поставило открытие трёх планет методом гравитационного микролинзирования.

Последний хорошо работает для миров самого разного размера и с самым разным расстоянием от звезды. Но есть загвоздка: для успешного обнаружения объекта должны быть правильно расположены друг по отношению к другу родительская звезда, искомая планета, да ещё и звезда на заднем плане, а также телескоп.

Три планеты за шесть лет измерений данным редким методом, плюс ещё семь, пойманных ранее, — это или невероятное везение, или сигнал, что наша родная Галактика на деле кишит планетами.

Их в Млечном Пути больше, чем звёзд, то есть, по-видимому, сотни миллиардов, сообщают астрономы. А среднее число планет, приходящееся на одну звезду в Млечном Пути, – всяко больше единицы, высчитали учёные.

Причём обилие в списке известных экзопланет газовых гигантов, превышающих по массе Юпитер, это лишь временное явление, обусловленное возможностями аппаратуры. Статистический анализ и моделирование показали, что относительно лёгкие планеты, такие как сверхземли или холодные Нептуны, должны быть более распространены в Галактике, чем планеты тяжёлые.