Получен органический металл из фуллеренов

Органический кристалл, обладающий свойствами металла, создали материаловеды Института проблем химической физики РАН, университетов Киото (Kyoto University) и Мэидзё (Meijo University). В основе разработки – фуллерены.

Двумерные слои из фуллеренов (анионы расположены в виде сотовой структуры) обладают хорошей проводимостью в диапазоне температур 1,9-200 К (иллюстрация Angewandte Chemie International Edition).

В том, что сферы из атомов углерода обладают необычными свойствами, учёные почти за 30 лет со дня их открытия успели убедиться не раз и даже не два. В этот раз россияне и японцы собрали из них структуру со свойствами металла, при этом не добавляя ни единого атома самих металлов.

Дмитрий Конарев, Гундзи Саито (Gunzi Saito) и их коллеги решили создать своеобразную соль фуллерена C60, но собрать её исключительно из атомов углерода, водорода и азота. Для этого они использовали три компонента: анионы фуллереновых "мячиков", в качестве катионов – положительно заряженные органические молекулы, а также большие нейтральные органические молекулы как каркас.

"Позвоночником" был выбран триптицен (triptycene). Геометрия и размеры молекул этого вещества позволили упаковать анионы таким образом, что материал приобрёл металлические свойства. В полученной структуре слои фуллеренов перемежались со слоями остальных компонентов.

В статье, вышедшей в журнале Angewandte Chemie International Edition, авторы открытия отмечают, что новое соединение даст начало целой группе материалов с необычными электронными и сверхпроводниковыми свойствами. Краткое описание нового "металла" также можно найти здесь.