Пчёлы перестраивают мозг под выполнение конкретных задач

Медоносные пчёлы (Apis mellifera) при смене основной деятельности внутри улья меняют строение своего мозга. К такому выводу пришли учёные из Бразилии и Кубы.

Пчёлы – общественные животные, часто становящиеся объектами исследований в самых разных областях: от генетики до политологии (иллюстрация Journal of proteome research).

Энтомологи из Бразильского университета (Universidade de Bras?lia) и Федерального университета Уберландии (Universidade Federal de Uberl?ndia) изучили биохимию и строение мозга пчёл, которые по мере взросления меняют "должность".

Поясним: в возрасте 2-3 недель (что по пчелиным меркам можно уже назвать зрелыми годами) женские особи перестают нянчить молодое потомство и начинают собирать нектар и пыльцу. Но ведь подобный кастовый переход требует развития совершенно других навыков.

Для того чтобы приносить в улей пищу, необходимо для начала научиться летать на большие расстояния, находить подходящую еду, запоминать местоположение источников и рассказывать о находках сородичам (даже если они при этом очень дальние родственники).

Учёные попытались найти разгадку, исследовав несколько сотен мозгов пчёл-нянечек и добытчиц разных возрастов. Они обнаружили белки и кодирующие их гены, которые ответственны за смену деятельности. Затем выяснилось, что мозг нянек обладал большим количеством белков маточного молочка (MRJP1, MRJP2 и MRJP7), в то время как в организме пчёл-сборщиц было куда больше белков, регулирующих, к примеру, выработку энергии.

Итог исследования, результаты которого опубликованы в Journal of proteome research: между няньками и добытчицами имеются не только социальные, но и существенные физиологические различия.

О том, существует ли что-то подобное у представителей человеческого рода, судить гораздо сложнее, однако один профессор обнаружил, что сходные изменения всё же происходят в мозге некоторых людей.