Шаттл Discovery состыковался с Международной космической станцией после фотосессии, проведенной МКС

Американский шаттл Discovery успешно состыковался с Международной космической станцией. Стыковка была осуществлена с семиминутным отставанием от графика - в 17:19 по времени Восточного побережья США (23:19 по киевскому времени17 марта), передает ИТАР-ТАСС.

Чуть меньше чем через два часа после стыковки между МКС и шаттлом открылись переходные люки. Экипажи орбитального комплекса и космического корабля поприветствовали друг друга.

Перед стыковкой со станцией Discovery выполнил своеобразный "кувырок" на 360 градусов, чтобы экипаж МКС мог сфотографировать всю поверхность шатла. Указания о проведении этой "фотосессии" из Центра управления полетами в Хьюстоне на МКС не поступило из-за проблем со связью, однако фотосъемка внешней поверхности шаттла была проведена.

Более 200 снимков были тут же отправлены на Землю, где специалисты NASA тщательно изучат их с тем, чтобы установить, есть ли на обшивке корабля какие-либо повреждения, которые он мог получить при старте.

На МКС шатл доставил целый ряд грузов, главный из которых - последний комплект панелей солнечных батарей, которые необходимо установить на станции для ее полноценного энергоснабжения. Монтаж панелей астронавты Discovery должны выполнить в ходе трех запланированных выходов в открытый космос. Первая из них назначена на 19 марта. Затем выходы состоятся 21 и 23 марта.

Кроме того, на станцию доставлено дополнительное оборудование, крайне необходимое для обеспечения работы высокотехнологичной системы очистки воды, которая пока функционирует только в испытательном режиме.

Данная система, стоимостью 250 млн долларов, позволит получать до 23 литров воды в день путем фильтрования, окисления и ионизации. Система позволяет очищать и перерабатывать продукт выделения, вырабатываемый почками человека (моча), и влагу, содержащуюся в воздухе.

Накануне была проведена проверка термозащитного слоя шаттла, которая стала обязательной после трагедии с кораблем "Колумбия" в феврале 2003 года. Оторвавшиеся при взлете от внешнего топливного бака "Колумбии" фрагменты замерзшей теплоизоляции повредили плитки теплозащитного слоя на крыле корабля. При возвращении шаттла на Землю в образовавшуюся брешь ворвались раскаленные газы, что привело к разрушению корпуса "Колумбии" и гибели 7 членов егоэкипажа.

А сегодня после сна экипажу Discovery предстоит провести масштабную операцию - "вынуть" из грузового отсека шаттла последний комплект выше упомянутых панелей солнечных батарей. Их установка позволит орбитальному комплексу получать электроэнергию в полном объеме, необходимом для обеспечения энергией МКС, которая в течение последнего года была оборудована новыми модулями.

На борту Discovery на станцию прибыли семеро астронавтов - шестеро американцев и японец. Последнему предстоит заменить в составе постоянного экипажа МКС американку Сандру Магнус, у которой "орбитальная командировка" завершается. Всего в составе экипажа три новичка "космического дела".

На орбиту Discovery отправился под командованием 48-летнего Ли Арчамболта, совершившего в 2007 году полёт в космос в качестве пилота шаттла. В состав экипажа входят 41-летний Доминик Антонелли, 41-летний Джозеф Акаба и 45-летний Ричард Арнольд, 57-летний Джон Филлипс, 48-летний Стивен Свансон и 45-летний Коити Ваката.

Члены экипажа Discovery должны вернуться на Землю 28 марта. Стартовал Discovery 15 марта.

Отметим, что стартовать Discovery должен был 12 февраля. Однако запуск несколько раз переносился из-за технических неполадок. Сначала техники обнаружили трещину в одном из трёх клапанов системы подачи топлива. В случае его разрушения при взлёте корабль мог получить серьёзные повреждения. В результате было принято решение заменить неисправный клапан.

Затем в минувшую среду во время заправки внешнего топливного бака корабля водородом была обнаружена течь. Запуск был отложен до воскресенья. За это время специалисты устранили возникшую неисправность, и Discovery смог отправиться в полет.

Нынешний старт стал первым из пяти запланированных запусков шаттлов в 2009 году. Как ожидается, в мае стартует "Атлантис", основной миссией экипажа которого является починка космического телескопа "Хаббл". Затем в июне корабль "Индевор" совершит полёт в рамках строительства МКС и доставит туда платформу для экспериментов, которая будет пристыкована к японскому модулю "Кибо". Потом в августе на орбиту вновь отправится "Атланис".