За распределение марсианских камней оказались ответственны ветры

Ученым удалось объяснить равномерное распределение небольших камней на марсианской поверхности, сообщает New Scientist. Работа исследователей опубликована в журнале Geology. Необычайное расположение кусков породы было обнаружено на снимках, переданных на Землю марсоходом Spirit: на фотографиях камни размещались примерно на равном расстоянии друг от друга.
Одна из фотографий, переданных на Землю марсоходом Spirit. На ней хорошо видно равномерное расположение камней. Фото NASA

Уже после получения первых снимков ученые предположили, что ответственность за столь необычное "поведение" камней несет ветер. Вычисления, однако, показали, что для подобного распределения марсианские ветры (из-за разряженности атмосферы Красной планеты) должны были бы быть в десятки раз сильнее самых мощных земных ураганов. Это, в свою очередь, вызывало бы масштабные песчаные бури, которых на Марсе не наблюдается.

Новые результаты ученых из Университета Аризоны позволяют разрешить это противоречие. Исследователи заявляют, что причиной движения камней действительно является ветер, однако механизм воздействия несколько необычен.

Ученые полагают, что атмосферные потоки передвигают не сами камни, а пыль вокруг них. В результате такого движения с одной стороны камня образуется ямка с пологим склоном, а с другой стороны - горка, давящая на него. Таким образом, даже небольшого шевеления оказывается достаточно для того, чтобы кусок породы начал движение вниз по склону. Результаты компьютерного моделирования с учетом этого эффекта показали хорошее согласование с фактическими данными.

Марсоход Spirit находится на Красной планете с 2004 года. За годы пребывания аппарата на Марсе его солнечные батареи покрылись толстым слоем пыли, и Spirit начал испытывать перебои с электропитанием. В настоящее время этот аппарат уже установил несколько рекордов по продолжительности непрерывного функционирования на поверхности Красной планеты.