Плесневые грибы оказались способны к сексу

Ирландские и британские ученые доказали, что патогенные грибы Aspergillus fumigatus способны размножаться половым путем. До настоящего времени научное сообщество было уверено, что в жизненном цикле этих грибов отсутствует половой процесс. Коротко основные выводы статьи, опубликованной в журнале Nature, приводит New Scientist.
Aspergillus fumigatus под микроскопом. Фото пользователя Patho с сайта wikipedia.org

Половое размножение, подобное тому, которое наблюдается у человека, является не единственным вариантом оставления потомства в живой природе. Многие организмы могут размножаться без участия партнера. Самые примитивные просто делятся надвое (например, простейшие), некоторые существа образуют споры или размножаются, отсоединяя часть своего организма (в последнем случае часто используют термин вегетативное размножение). Половое размножение считается более эволюционно "продвинутым", так как обеспечивает лучшее "перемешивание" генетического материала.

Считалось, что A. fumigatus, как многие родственные ему грибы, размножается "самостоятельно". В данной работе исследователи под руководством Пола Дайера (Paul Dyer) из Университета Ноттингема, обнаружили в геноме A. fumigatus гены, ответственные за половое размножение. Ученые определили, что в популяции грибов присутствует примерно равное количество организмов обоего пола. Однако для осуществления полового процесса A. fumigatus необходимы определенные условия окружающей среды (в частности, температура 30 градусов по Цельсию).

Открытие полового размножения у A. fumigatus немаловажно для ученых и медиков, которые смогут лучше понять особенности жизненного цикла этого гриба. Микроскопические грибы рода Aspergillus вызывает смертельно опасное заболевание аспергиллез, поражающее дыхательные пути.