В появлении прыщей виноваты плохие бактерии

Акне, или воспаление сальных желёз, случается в подростковом возрасте и с ним же проходит, но порой остаётся с человеком на всю жизнь. Хотя прыщи, угри, воспаления кожи — явления более чем распространённые, среди учёных до сих пор нет единого мнения, что их вызывает.

Чаще всего обвиняют бактерии, а именно Propionibacterium acnes, и недавно даже предлагали способ лечения от акне с помощью бактериофагов, нападающих на эту бактерию.

Но, как выяснили исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США), причиной акне может быть не столько деятельность бактерий сама по себе, сколько несбалансированность кожной микрофлоры. То есть бактерии коже нужны, но в определённой пропорции. Исследователи сравнили бактериальный состав образцов, взятых с кожи сотни людей, половина из которых страдала от акне. Оказалось, что у тех и у других в кожных порах жили одни и те же P. acnes — правда, состав штаммов был разный.

Для начала обнаружилось 66 штаммов, о которых до сих пор вообще ничего не было известно. Что же до различий между здоровой кожей и больной, то на воспалённой жили штаммы RT4 и RT5, которые на здоровой почти не встречались. А RT6, наоборот, жил только на здоровой коже — и никогда на больной.

Возможно, в будущем избавиться от хронических прыщей можно будет с помощью бактериальной маски. (Фото Louis Quail.)

Как пишут исследователи в Journal of Investigative Dermatology, RT6 содержит гены, помогающие бактерии бороться с вирусами и другими бактериями, которые могут быть потенциально опасны. Руководитель работы Хуэй Ин Ли замечает, что штамм RT6 — это что-то вроде «хороших» бактерий, которые мы получаем вместе с кисломолочными продуктами и которые помогают нашему кишечнику правильно работать.

Ну а главный вывод таков: не следует стерилизовать кожу, истребляя на ней все бактерии. Гораздо разумнее помочь тем из них, что вас защищают, препятствуя появлению болезнетворных разновидностей. Полезные штаммы нужно поощрять к росту, а если их нет — специально подселить, подобно тому как мы поддерживаем численность полезных микробов в желудке с помощью йогуртов.

Хотя, конечно, молодым людям потребуется время, чтобы привыкнуть к тому, что для освобождения от прыщей нужно не избавляться от бактерий, а, наоборот, добавлять новых.

Подготовлено по материалам Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.