Квантовые бублики "остановили" свет

Британские ученые смогли замедлить испускание фотона при помощи "побочных продуктов", остающихся при изготовлении квантовых точек. Статья опубликована в журнале Physical Review Letters. Ее основные положения приведены в пресс-релизе Университета Ворвика, сотрудники которого принимали участие в исследовании.
Распределение плотности электронного заряда в квантовой точке арсенида галлия. Изображение Lin-Wang Wang с сайта lbl.gov

В своей работе физики "замедляли" свет, продлевая время жизни экситона. Экситон представляет собой квазичастицу, возникающую при выбивании электрона фотоном с его энергетического уровня на более высокий (говорят, что электрон переходит в возбужденное состояние). Электрон и образовавшаяся на его месте "дырка" оказываются связаны друг с другом посредством зарядовых взаимодействий. Когда электрон возвращается на прежний энергетический уровень, он занимает место "дырки", а выбивший его фотон испускается системой.

Экситоны могут иметь различную природу. В частности, пару электрон-"дырка" может содержать кольцеобразный фрагмент материала, образовавшийся при производстве квантовых точек - изолированных нанообъектов, свойства которых заметно отличаются от свойств более крупных кусков такого же состава.

Авторы работы показали, что воздействие на такой квантовый бублик определенной комбинацией электрических и магнитных полей способно существенно замедлить скорость возвращения электрона на место "дырки" и испускания фотона.

Авторы работы считают, что у разработанной ими технологии большое будущее. Например, задержка испускания света может помочь в создании компьютеров, в которых фотоны используются для передачи информации.