Биологи исследовали простейшее зрение

Простейшую, но при этом столь необходимую и эффективную систему обследовали учёные из Европейской лаборатории молекулярной биологии (EMBL) и Института Макса Планка (Max-Planck-Institut). Полученные данные помогут разобраться в эволюции такого важного органа как глаз.
Вероятно, у iPlatynereis dumerilii/i не самые простые глаза, но очевидно одни из самых первых, что приспособились "видеть" свет. Ведь нереиды считаются в научном мире чуть ли не "живыми ископаемыми" (фото EMBL).
Вероятно,у Platynereis dumerilii не самые простые глаза, но очевидно одни изсамых первых, что приспособились "видеть" свет. Ведь нереиды считаютсяв научном мире чуть ли не "живыми ископаемыми" (фото EMBL).

В качестве подопытного организма учёные взяли представителей вида Platyneris dumerilii (семейство нереид), которые обладают, пожалуй, самой простой в мире зрительной системой, состоящей всего лишь из двух клеток (одна с фоторецептором, другая с пигментом).

Зоопланктон (к которому относится и Platyneris dumerilii) – это мельчайшие создания, дрейфующие с морскими и океанскими течениями (другие примеры: копеподы и криль). Днём зоопланктон поднимается к поверхности из глубин и питается фитопланктоном.

Двигательные реакции, инициируемые светом, называются фототаксисом. Результат: самое большое ежедневное перемещение биомассы на Земле.

В своёй статье, опубликованной в журнале Nature, учёные рассказывают, как нереиды чувствуют свет и двигаются ему на встречу.

Две клетки, конечно же, не могут создавать сколько-нибудь полноценное изображение. Но планктон может определять направление света (чувствовать разницу между светом и темнотой) и, соответственно, корректировать своё движение.

Клетка с пигментом поглощает свет и создаёт тень над клеткой с фоторецептором. В зависимости от положения Platyneris dumerilii относительно источника света тень меняется. Светочувствительная клетка конвертирует это "изображение" в электрический сигнал, который по нерву передаётся жгутику. И он проталкивает планктон в нужную сторону.

"Долгое время никто не знал, как работает фототаксис в организмах с простейшими глазами и нервной системой", — говорит в пресс-релизе один из исследователей Детлев Арендт (Detlev Arendt) из EMBL.

Он и его коллеги считают, что именно так началась эволюция глаза.