Лемуры и лори оказались главными любителями выпить среди приматов

Алкоголь (этанол) входит в рацион некоторых видов приматов как дополнительный источник калорий.

Об этом свидетельствуют данные исследования ученых из американского колледжа Дартмута, сообщил портал N+1 со ссылкой на Royal Society Open Science.

Ранее исследователи изучали у приматов фермент (алкогольдегидрогеназа класс IV), участвующий в расщеплении этанола. Выяснилось, что у большинства приматов он практически неактивен по отношению к этанолу. Однако у нескольких видов, в том числе у лемура ай-ай, в алкогольдегидрогеназе IV образовалась мутация и мутантный фермент стал расщеплять этанол активнее в 40 раз. Исследователи выдвинули гипотезу, согласно которой это была адаптивная мутация, а ее причиной стало употребление перезрелых фруктов, в которых содержится этанол.

Исследователям было неясно, ищут ли приматы забродивший сок растений и перезрелые фрукты целенаправленно, или просто терпимо относятся к алкоголю. Лемур ай-ай питается нектаром пальмы равеналы, который содержит довольно много сахара (до 15,5%) и потенциально может быть источником этанола.  Другой примат, медленный лори, кормится нектаром пальмы Eugeissona tristis, при этом он составляет более 40% рациона животного. Нектар E. tristis содержит сахар (около 10%) и может содержать до 3,8% алкоголя.

Ученые выбрали взрослых самца и самку лемура и взрослую самку медленного лори, содержащихся в Центре лемуров университета Дьюка. Животным предлагали на выбор контейнеры емкостью один миллилитр с сахарным сиропом и питьевой водой. Использовался сироп без этанола (контроль) и с одно-, трех- и пятипроцентным содержанием этанола в эксперименте с лемурами, и сироп с одно-, двух- и четырехпроцентным содержанием этанола в опытах с медленным лори.

Оказалось, что все животные гораздо чаще выбирали сироп с наибольшим содержанием алкоголя. Лемуры выбирали растворы с трех- и пятипроцентным содержанием алкоголя, медленный лори — растворы с двух- и четырехпроцентным содержанием алкоголя.

По мнению исследователей, алкоголь быстро испаряется и животные по запаху алкоголя могут замечать созревшие, а значит съедобные, фрукты. Другие исследователи считают, что приматы включают в свой рацион алкоголь, так как он замедляет скорость метаболизма и позволяет запасать жиры.