У вакцины от ВИЧ, кажется, появилась новая надежда

Вирус СПИДа уходит от атак иммунитета благодаря своей исключительной изменчивости: один и тот же белок у одной вирусной частицы может выглядеть так, а у другой немного иначе, и антитела увидят одну «версию» белка, а вторая так и останется для них тайной.

Теоретически наш иммунитет должен в ответ создавать иммуноглобулины, которые учитывали бы разные версии вируса. Такие антитела называются антителами широкого спектра действия; они могли бы стать прекрасным ответом на вакцину. Стоит только представить: человеку вводят неактивный вирус, и у него тут же появляются антитела, которые могут поймать самые разные варианты ВИЧ. Однако со временем выяснилось, что такие антитела возникают редко и через огромный промежуток времени, к тому же исключительно в ответ на настоящую инфекцию.

ВИЧ атакует иммунную клетку. (Фото Dr. Thomas Deerinck.)

Однако новые данные, полученные исследователями из Университета Дьюка (США), заставляют надеяться, что антитела широкого спектра действия всё же могут пригодиться в борьбе с ВИЧ. Группа Бартона Хейнса обнаружила в крови у больного антитела, названные CH103. Хотя они и узнавали меньшее число вирусных вариантов, нежели прежние универсальные иммуноглобулины, возникали они на удивление рано, всего через 136 недель после инфекции. Причём структура их была проще, из-за чего, по-видимому, иммунитет и смог создать их так быстро.

Исследователи сравнили между собой антитела и образцы вирусов, которые появлялись в крови больного в течение инфекции. В статье, опубликованной в Nature, авторы пишут, что вирус и иммуноглобулины эволюционировали вместе, то есть в ответ на изменения в вирусных белках появлялись изменения в специфичности антител. В итоге эта совместная эволюция привела к возникновению иммуноглобулинов широкого спектра действия CH103. Проследив молекулярно-эволюционную цепочку от конца к началу, учёные сумели определить предка CH103. Именно видоизменения в этой конкретной предковой молекуле и привели, по их мнению, к появлению универсальных CH103.

Теперь перед исследователями стоит задача создания такой вакцины, которая запускала бы это весьма удачную эволюционную линию. Иначе говоря, по структуре антитела нужно разработать структуру вирусного белка, который когда-то послужил причиной отбора этого «предкового» иммуноглобулина. Имея такой вирусный белок, можно создать вакцину, которая быстро научит иммунитет, как производить более или менее универсальные антитела против ВИЧ.

Похожую работу, кстати, не так давно выполнила команда Уильяма Шифа из Института Скриппса (США): исследователи сумели создать иммуногены, стимулирующие синтез предшественников других универсальных антител — линии VRC01. Свои результаты они опубликовали в Science Express. Теперь осталось выяснить, можно ли подобрать такой «раздражитель» для В-клеток, чтобы они запускали созревание сразу нескольких антител широкого спектра действия — и линии VRC01, и линии CH103.

Сами учёные, как обычно, предостерегают от излишнего оптимизма в отношении открытых быстрых антител: ведь мы пока не можем сказать, как отреагирует иммунная система на «универсальные» вакцины — и отреагирует ли вообще. Однако, как бы то ни было, можно сказать, что полученные двумя исследовательскими группами результаты вдохнут новую жизнь в идею вакцинации от ВИЧ.

Подготовлено по материалам Университета Дьюка и Института Скриппса.