Палеолитические венеры не порнография
Археологи
Проблема интерпретации того, как мыслил и что хотел выразить наскальной живописью древний человек, — одна из самых острых и для историков, и для психологов, и для философов. Насколько мы, сегодняшние, похожи на предков? Можем ли мы в принципе претендовать на реконструкцию их мировоззрения?

Венера из пещеры Холе-Фельс (фото Cléo Uebelmann).
Один из самых загадочных символов — круг с дополнительным штрихом или чем-то вроде треугольника. Некоторые (далеко не все) принимают его за стилизованное изображение вульвы (см., например, наш
«Люди очарованы преисторией, СМИ хотят привлечь внимание читателя, а знаменитый штамп гласит, что секс продаёт, — объясняет свою позицию г-жа Ноуэлл. — Но когда "Нью-Йорк таймс" выходит с заголовком "Предшественник "Плейбоя": Графика в камне", а журнал "Дискавери" утверждает, что одержимость человека порнографией восходит ко временам кроманьонцев и что у 26-тысячелетней
Специалисты указывают на то, что фигурки верхнего палеолита чрезвычайно разнообразны. Это не только венеры из
Разумеется, любая интерпретация будет спекулятивной. Но, по мнению Эйприл Ноуэлл и Мелани Чанг, корректнее выбирать более общие термины: охотничья магия, религия, магия плодородия. Негоже уважаемым изданиям вроде Nature отзываться о статуэтках как о доисторическом аналоге красоток с журнальных обложек или как о сексуальных объектах. Нехорошо немецкому музею говорить, что это либо богиня земли, либо pin-up girl, как будто никакой другой функции изображение женщины в древние времена иметь не могло. «Подобные демарши специалистов, — гневается г-жа Ноуэлл, — позволяют журналистам и даже некоторым учёным, особенно эволюционным психологам, объявлять современные ценности западного мира естественно присущими человеку: мол, их происхождение теряется в глубине веков».
Археологи признают, что, возможно, мы никогда не сможем сказать: «Древний человек нарисовал бизона потому-то и потому-то». Нам остаётся лишь тщательное описание доисторического искусства и очень маленькая надежда на то, что когда-нибудь, когда корпус свидетельств о жизни в верхнем палеолите станет достаточно большим, мы сможем сделать какие-то выводы.

Не надоели вам подобные заголовки?
Подготовлено по материалам