Иммунные киллеры помогут победить ожирение и диабет

Найдены иммунные клетки, которые помогают сбросить вес, подавляют развитие диабета и вообще противостоят метаболическим и физиологическим изменениям, сопровождающим ожирение.

Человеческая NK-клетка крупным планом (фото Eye of Science).

Ожирение приводит не только к сердечно-сосудистым проблемам и диабету. Известно, что люди с избыточным весом хуже сопротивляются инфекционным болезням — то есть ожирение, очевидно, как-то связано с ослабленным иммунитетом. Это навело исследователей из Медицинского центра дьяконицы Бет Израэль (США) на мысль, что стимуляция иммунитета, наоборот, поможет побороться с избыточным весом. Оставалось лишь найти среди множества иммунных молекул и клеток те, что связаны с ожирением.

Анализ крови больных ожирением показал, что при избыточном весе заметно уменьшается доля iNKT-клеток, или инвариантных естественных киллеров. То, что iNKT каким-то образом касаются ожирения, подтверждалось ещё и тем, что после бариатрических операций, направленных на снижение веса, уровень этих клеток в организме повышался. Эта разновидность лимфоцитов, как считается, выполняет в организме работу по отлову злокачественных клеток, но их роль в развитии метаболических расстройств до сих пор почти не изучалась.

Клетки iNKT есть не только у нас: у мышей, например, их можно найти в жировой ткани печени, то есть там же, где и у человека. Это позволило экспериментально проверить гипотезу о том, что иммунная система может быть связана с метаболическими расстройствами, приводящими к избыточному весу, ожирению и т. п. Для начала исследователи кормили мышей жирной пищей, чтобы животные набрали вес. Одновременно с ожирением у мышей падал уровень iNKT-клеток. Когда грызунов переводили на здоровую пищу, они теряли вес и уровень этих иммунных клеток у них возрастал.

На следующем этапе учёные выясняли, играют ли iNKT активную роль в регуляции метаболизма или же просто подчиняются изменениям, вызванным избыточным весом. Для этого на жирную диету сажали мышей, у которых была подавлена способность формировать iNKT-клетки. И здоровые, и модифицированные мыши набирали вес, но те, у которых не было iNKT, толстели на 30% больше, а через шесть недель у них начинали проявляться признаки диабета второго типа. Кроме того, у них, естественно, повышался уровень жиров-триглицеридов в крови, увеличивалось число жировых клеток, а жировая ткань печени начинала воспаляться. Но, как пишут исследователи в журнале Immunity, если ожиревшим модифицированным мышам вводили iNKT-клетки, у них исчезали признаки диабета, возвращалась чувствительность жировой ткани к инсулину, уменьшалось число жировых клеток, и в итоге животные даже заметно сбрасывали вес.

Наконец, исследователи проверили, как на ожиревших мышах будет работать альфа-галактозилцерамид (aGC) — липид, который используется для активации iNKT-клеток. Оказалось, что даже одна инъекция этого липида сильно ускоряет жировой метаболизм, способствует снижению веса и подавлению признаков диабета. До сих пор aGC использовался в клинических испытаниях, в которых учёные пытались с помощью иммунитета изгнать рак (напомним, что основная функция естественных киллеров — слежение за злокачественными клетками). Теперь же, надо думать, это соединение будет пользоваться повышенным вниманием со стороны тех, кто изучает метаболические расстройства.

Подготовлено по материалам Медицинского центра дьяконицы Бет Израэль.