3D-сканирование открывает секреты Рубенса и Микеланджело
На протяжении веков считалось, что портрет молодого фламандского художника
Однако технологии XXI века показали, что шедевр в действительности представляет собой автопортрет блестящего таланта.
Портрет ван Дейка и результат 3D-сканирования.
«Разоблачил» работу британский консорциум
Оба произведения были проверены с помощью устройства под названием
Портрет юного Антониса ван Дейка находится в доме-музее Рубенса в Антверпене, где раньше располагалась его студия. Картина всегда была предметом споров среди историков искусства, и недавний рентгеновский анализ поддержал тех, кто оспаривает авторство Рубенса.
Расставить все точки над i взялись сотрудники Лёвенского университета (Бельгия). Изучив мазки, исследователи обнаружили, что портрет состоит из нескольких слоёв, то есть он постоянно переделывался в процессе создания. Именно эта техника характеризует манеру ван Дейка, который всё время переосмысливал композицию, тогда как Рубенс писал по заранее обдуманному плану.
Что касается великолепной работы «Пьета ди Палестрина» — шедевра, созданного, предположительно, Микеланджело примерно в 1555 году и хранящегося в Академии изящных искусств во Флоренции, — то и по её поводу искусствоведы сломали немало копий.
Исследователи из пизанского Института информатики и технологий (Италия) обратили внимание на мелкие детали двух фигур, держащих мёртвого Христа. Специалисты отмечают, что мастер уровня Микеланджело творил более тщательно и точно, поэтому, скорее всего, в работе принимали участие один или несколько его учеников.
«Пьета ди Палестрина» (фрагмент).
Технология применяется не только для установления авторства. Так, с её помощью изучают трещины «Давида» (сомнений в том, что это Микеланджело, ни у кого нет). Микроскопические дефекты мрамора медленно разрушают статую, поэтому необходимо тщательное наблюдение, дабы сохранить шедевр.
Археологи, раскопавшие древние статуи в
В Лувре тем же способом изучали мавританские вазы XIV века высотой два метра. Выяснилось, что они сделаны из единой формы.
Сотрудники лондонского Музея Виктории и Альберта с помощью технологии собирают большой настольный фонтан из фарфора, разбитый на 240 кусочков. Вертеть их в руках, соображая, каким концом приставить, не получается: уж очень они тонкие и хрупкие...
Подготовлено по материалам