Рекордная скорость звездообразования озадачила астрономов

Галактическое скопление Феникс (оно же SPT-CLJ2344-4243), расположенное в созвездии Феникс в 5,7 млрд световых лет от Земли, продемонстрировало, по данным космического телескопа «Чандра» и девяти менее крупных наземных и космических телескопов, рекордную скорость звездообразования.

Только одна галактика в его центре в год производит более 740 звёзд.

«Поначалу мы были настроены крайне скептически, поскольку это не соответствовало нашим представлениям о том, как должны выглядеть галактические скопления», — говорит ведущий автор исследования Майкл Макдональд из Масачусетского технологического института (США). И действительно, названная выше скорость примерно тысячекратно превышает нормальную.

Обычно галактики, находящиеся в центре скоплений, самые старые, и скорость рождения новых звёзд там минимальна. Именно поэтому в них доминируют красные долгоживущие звёзды, в то время как галактика в центре Феникса, напротив, переполнена голубым «молодняком».

В соответствии с общепринятой сейчас теоретической моделью, газы, отбрасываемые звёздами при их взрыве, со временем остывают и конденсируются в газопылевые туманности, которые и порождают новые звёзды.

Совмещённый вид скопления SPT-CLJ2344-4243 в видимом, ультрафиолетовом и рентгеновских диапазонах (здесь и ниже иллюстрации NASA, CXC, MIT, M.McDonald, JPL-Caltech, AURA, NOAO, CTIO, CXC, M.Weiss).

Однако на практике этого не случается: нормальные сверхмассивные чёрные дыры, имеющиеся в центре почти всех галактик, разогревают окружающие их газы в ядрах галактик — зонах наиболее активного звездообразования. В результате газ не может нормально охлаждаться и формировать новые звёзды с достаточной интенсивностью. Очевидно, в случае галактик в центре скопления Феникс это не работает.

«Почему-то этот [разогревающий] цикл не действует в скоплении Феникс, и мы не знаем причины», — печалится астроном Брайан Макнамара из Университета Ватерлоо (Канада).

Предположительно, ЧД в центре этой галактики, по неясным причинам, ещё не выросла до нормальных (сверхмассивных) размеров. Поэтому она не испускает в больших количествах релятивистские джеты и не разогревает аккреционые диски вокруг себя, что и позволяет звёздам столь бурно и обильно генерироваться. По мнению исследователей, долго это не может продолжаться: через 100 млн лет ЧД всё же наберёт нужную массу и выставит надёжный барьер на пути активного звездообразования. Это объясняло бы редкость обнаруженного явления: ведь шансы увидеть галактику после того, как она сформировалась, но до того, как её сверхмассивная ЧД наберёт достаточную массу, относительно невелики.

Вид центральной галактики скопления Феникс в представлении художника.

Впрочем, астрономы, не принимавшие участия в исследовании, советуют быть осторожнее в оценках. Как отмечает тот же г-н Макнамара, скопление Феникс «не ведёт себя как большинство галактик, и, хотя у нас есть масса идей о причинах этого, мы не знаем, какая из них верна. Если, конечно, вообще хоть какая-то из них верна».

И дело тут вот в чём. Предположительно, сверхмассивная ЧД в этой галактике есть, и она уже набрала 20 млн солнечных масс (против 4,3 млн солнечных масс у самой массивной ЧД в центре нашей Галактики, Стрельце А*). Так что предположение о её недостаточной мощности для интенсивного разогрева газа и последующего блокирования активного звездообразования и в самом деле находит поддержку далеко не у всех астрономов.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Nature 16 августа 2012 года.

Подготовлено по материалам Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

Александр Березин, Компьюлента