Генетический анализ выявил неизвестные мутации, вызывающие гиперэкплексию

Исследование, предпринятое усилиями специалистов Университетского колледжа Лондона и Университета Суонси (оба — Великобритания), выявило новые генетические мутации, играющие важную роль в развитии гиперэкплексии — врождённой усиленной реакции на испуг.

Эта болезнь характеризуется необычно резкой реакцией больного на шум или неожиданное прикосновение, которая может вызвать остановку дыхания и даже смерть. Сам недуг проявляется сразу после рождения, и хотя со временем симптомы обычно смягчаются, иногда болезнь не отступает ни на шаг и в зрелом возрасте, но ведь до него ещё надо дожить.

Вновь обнаруженные генетические мутации влияют на то, как сигнальная молекула глицина, ответственная за передачу сообщений между нервными клетками, двигается и используется внутри клеток.

Кристаллы глицина (SEM-фото Dr Jeremy Burgess / Science Photo Library).

Глицин, небольшая аминокислота, выполняет в клетках самые разные роли, одна из которых заключается в передаче ингибирующего сигнала между нервными клетками. При гиперэкплексии дефектный протеин мешает клеткам принимать блокирующие сигналы, которые контролируют реакцию человека на шум и прикосновения. В результате наблюдается очень бурная и опасная (для больного) реакция. Одна из хорошо известных причин болезни заключается в мутации гена, кодирующего глициновый рецептор альфа-1. Однако, как оказалось, во многих случаях гиперэкплексии никаких мутаций в этом гене не наблюдается вовсе.

Британцы обнаружили другую вероятную причину гиперэкплексии — мутации в гене транспортёра глицина, известного как GlyT2. Проведя генетический анализ 93 пациентов из разных уголков мира, учёные идентифицировали 19 (!) новых рецессивных мутаций в гене GlyT2. Дальнейшие эксперименты с привлечением молекулярного моделирования и клеточных линий показали, что результатом таких изменений становится полная либо частичная потеря способности GlyT2 к связыванию с глицином. Одна из таких мутаций не только приводит к снижению функциональности GlyT2, но и вообще резко затрудняет экспрессию этого транспортёра (пусть и малоактивного).

Исследователи, отчитавшиеся о работе в Journal of Biological Chemistry, надеются, что их открытие поможет разработать подходящий фармакологический подход к лечению этого весьма опасного заболевания. Хорошо бы только понять, как они себе это представляют…

Подготовлено по материалам EurekAlert!.