Малярийный паразит управляет иммунитетом

Малярийный плазмодий заставляет иммунитет забыть о своём существовании: паразит вмешивается в развитие лимфоцитов, истощая запас Т-клеток памяти, которые как раз и должны запоминать патогены «в лицо».

Эритроцит, поражённый малярией, окружён тремя здоровыми эритроцитами. (Электронное микрофото Ferguson, ISM.)

Наверное, самым удивительным и самым неприятным свойством малярии можно назвать способность её возбудителя уходить от иммунной атаки. Взаимоотношениям малярийного плазмодия и иммунной системы посвящено множество работ. Одна из уловок плазмодия — это способность в буквальном смысле прятаться от иммунной разведки. Другой способ, о котором пишут в журнале PNAS исследователи из Йеля (США), заключается в перепрограммировании паразитом иммунных клеток хозяина.

Известно, что малярийный паразит вызывает сильное воспаление, которое может привести к тяжелейшим осложнениям в случае, если затронут, например, спинной мозг. Учёные выяснили, что воспаление это плазмодий провоцирует сам с помощью белка PMIF, чрезвычайно похожего на один из сигнальных белков-цитокинов иммунной системы. Этот белок заставляет недифференцированные Т-клетки превращаться в Т-киллеры, призванные атаковать и убивать болезнь. Казалось бы, в чём тут выгода? Но таким образом плазмодий истощает запас Т-клеток памяти. Функция этих клеток — запоминать возбудителя и при его повторном визите целенаправленно натравливать на него иммунную систему в соответствии с имеющимся «досье».

Т-клетки памяти живут довольно долго (в отличие от Т-киллеров), и благодаря им часто удаётся избежать серьёзной войны с патогеном: иммунитет нейтрализует его ещё до того, как он войдёт в полную силу. Не то с малярией: они просто не образуются. Все ресурсы тратятся на производство Т-киллеров. В результате каждый следующий приступ болезни оказывается как первый, и никакого иммунитета не вырабатывается.

Очевидно, что при разработке вакцины нельзя будет не учитывать этой хитроумной способности возбудителя малярии.

Подготовлено по материалам Йельского университета.

Кирилл Стасевич, Компьюлента