Молекулярные белковые «клети» для направленной химиотерапии

Учёные из Вашингтонского университета в Сиэтле и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (оба — США) разработали компьютерный метод расчёта дизайна специализированных протеинов, способных к самоорганизации в наноразмерные «клети», которые могли бы использоваться для доставки лекарств в злокачественные опухоли или иные очаги болезней.

Предложенный метод позволяет создавать «клетки» из любого чиста различных белков для использования в таких областях, как медицина и молекулярная биология. Отчёт о проделанной работе опубликован в журнале Science.

Тодд Йейтс (2004 год; фото The Seaborg Symposium).

Исследование проводилось под руководством профессора Калифорнийского университета Тодда Йейтса (Todd Yeates). Учёный и его коллеги использовали компьютерные модели для того, чтобы идентифицировать два протеина, которые могли бы соединяться, образуя идеально подходящие друг другу кусочки мозаики. Двенадцать таких протеинов, собранных вместе, формируют молекулярную «клетку»-коробку размерами значительно меньше вируса. Составленная из правильно подобранных протеинов полая пространственная решётка могла бы послужить своего рода «танкером» для транспортировки активных фармацевтических компонентов. В принципе, будет не очень сложно добавить на внешнюю сторону молекулярных ячеек белковые группы для распознавания раковых клеток, и это обеспечит резкое снижение токсикологического эффекта применяемой химиотерапии.

Во второй статье, также опубликованной в Science, Тодд Йейтс и Дэвид Бэйкер (David Baker) из Вашингтонского университета описали созданный ими метод сборки молекулярных «клеток» с использованием многочисленных копий одного и того же протеина в качестве строительного блока. Технология основана на контроле формы создаваемой «клетки» посредством компьютерного расчёта последовательности аминокислот, необходимых для сцепления протеинов друг с другом под правильным углом.

Эта альтернативная методика представляется наиболее интересной, поскольку опирается на применение только одного типа белка для образования желаемой структуры.

Подготовлено по материалам Национального института рака.

Роман Иванов, Компьюлента