Склонность к наркотикам генетически обусловлена, узнали учёные

Аномальная структура "центра самоконтроля" в больших полушариях мозга оказалась общей чертой как наркозависимых людей, так и их ближайших родственников - братьев и сестер.

Об этом заявляют британские нейрофизиологи в статье, опубликованной в журнале Science.

Потеря осознанного контроля над своими действиями считается одним из вернейших признаков наркотической зависимости. Это проявляется в том, что наркоманы редко осознают последствия своих действий и не могут долго концентрироваться на одной и той же задаче, передает РИА "Новости".

Многие наркологи и нейрофизиологи полагают, что предрасположенность к наркомании у ряда людей объясняется особенностями в устройстве "центра самоконтроля" - особой зоны внутри больших полушарий мозга.

Группа британских ученых под руководством Карен Эрше из Кембриджского университета обнаружила схожие аномалии в центре самоконтроля у самих наркозависимых граждан, а также их здоровых братьев и сестер, наблюдая за работой их мозга во время теста на самоконтроль.

Эрше и ее коллеги набрали две группы добровольцев: первая состояла из 50 пар наркоманов и их родственников, а вторая - из аналогичного числа здоровых людей.

Нейрофизиологи изучили структуру их центра самоконтроля и других частей больших полушарий при помощи компьютерной томографии и предложили своим подопечным пройти классический тест на самоконтроль.

Биологи выдавали добровольцам джойстик и просили их нажать на кнопку в тот момент, когда на дисплее появится стрелка, указывающая в левую или правую сторону. В некоторых случаях появление стрелки сопровождалось звуковым сигналом, который символизировал "запрет" нажатия на кнопку. Как правило, наркоманы не могут себя контролировать и нажимают на кнопку, не обращая внимания на звуки.

Выяснилось, что наркоманы и их родственники одинаково плохо справлялись с этим заданием по сравнению с людьми из контрольной группы. Иными словами, недостаток самоконтроля у наркоманов обусловлен генетически, а не возникает из-за систематического злоупотребления наркотиками.

Исследователи попытались найти подтверждение этому, ища различия в устройстве мозга у наркоманов, их родственников и здоровых людей.

Они обнаружили схожие аномалии в структуре полосатого тела и передней коры мозга у наркоманов, а также их братьев и сестер. В этих участках мозга находится большая часть цепочек нейронов, задействованных в работе "центра самоконтроля".

С другой стороны, родственники наркозависимых добровольцев все же не принимали наркотики, несмотря на свою генетическую предрасположенность. Как полагают биологи, генетика и социальные факторы - воспитание, среда и индивидуальные особенности развития - в равной степени влияют на судьбу таких людей.

Кроме того, ученые обнаружили несколько физических различий между мозгом наркоманов и их родственников. В частности, у наркоманов были значительно меньше зоны, отвечающие за реакцию на изменение условий среды и оценку важности того или иного объекта или явления.

Малые размеры этих участков могут быть причиной уязвимости наркоманов к импульсивным поступкам и неспособности гибко реагировать на события в окружающем мире.

По словам Эрше и ее коллег, дальнейшие исследования среди пар из здоровых и наркозависимых родственников помогут выделить другие черты, обуславливающие уязвимость к наркотикам или защищающие от формирования такой зависимости.

Ранее ученые установили, что алкоголиков можно выявить еще до того, как у них появится физиологическая или психологическая зависимость от выпивки. По их данным, люди, которые способны пить, не ощущая особых физиологических эффектов, подвергаются большей опасности стать алкоголиками, так как начинают потреблять спиртное в больших дозах.

Что же касается наркотиков, то стресс и кокаин прекрасно дополняют друг друга. Они вызывают в мозге схожие изменения, провоцируя все новые волны депрессии. Причем изменения доходят до самой сердцевины нейрона.