Восточные шершни «питаются» солнечной энергией

Ученые обнаружили уникальную способность восточных шершней (Vespa orientalis) собирать и использовать солнечную энергию. Наблюдения за поведением насекомых, активность которых резко возрастает в солнечный день, давно выявили эту особенность. Однако объяснить феномен удалось только сейчас.

Восточный шершень

Команда исследователей из Израиля и Великобритании под руководством доктора Мариана Плоткина (Marian Plotkin) изучили строение хитинового покрова шершней при помощи атомно-силового микроскопа. Многослойная структура покрова (или кутикул) представляет собой композит из хитиновых нитей, структурных белков, липидов, катехоламинов и других производных. У восточных шершней помимо обычных коричневых кутикул, есть области, окрашенные в желтый цвет. Исследователи обнаружили, что кроме функции отпугивания хищников, эти кутикулы так же выступают в роли солнечной батареи.

15-слойная желтая кутикула имеет чешуйчатое строение из экзокутикул (exocuticle) и гипокутикул (hypocuticle) с множеством каналов, выступающих в качестве ловушки света.

На дне канала находится пигмент ксантоптерин (Xanthopterin), в котором при попадании света происходит биохимическая реакция и генерируется электрическая энергия (создается разность потенциалов между экзо- и гипокутикулами). Эта энергия стимулирует метаболизм шершней и активизирует поведение насекомых.

Алексей Гаранжа, 3DNews