Оливковое масло активизирует работу сотни генов.

Испанские ученые подвели научную базу под полезность средиземноморской кухни, благодаря которой сердечно-сосудистые заболевания у жителей стран Средиземноморья встречаются реже, чем у прочих европейцев

Группа ученых из Университета Кордовы объяснили механизм полезного влияния оливкового масла на организм человека на генетическом уровне. В работе принимали участие американские ученые из Университета Тафта в Бостоне.

Оливковое масло активизирует работу сотни генов
Фото: stylemania.km.ru

Специалисты утверждают, что фенольные компоненты оливкового масла меняют экспрессию большого числа генов в клетках. Данные результаты получены в высокотехнологичном исследовании и опубликованы в журнале BioMed Central Genomics.

В эксперименте приняли участие 20 пациентов с так называемым метаболическим синдромом: это состояние характеризуется ожирением, повышенным давлением и резистентностью к инсулину — оно считается преддиабетным, но еще не диабетом. Испытуемых в течение суток перед исследованием просили придерживаться одинаковой диеты, а затем им предложили экспериментальный завтрак, состоящий из 60 граммов белого хлеба с 40 миллилитров оливкового масла холодного отжима, сообщает infox.ru

Половина испытуемых получила полноценное масло с высоким содержанием фенольных соединений, а остальные – масло, из которого физическими методами экстрагировали фенольные соединения. Так, содержание гидрокситирозола в нормальном масле составляло 45,4 микромоля на грамм, а в обедненном – 0,2 микромоля на грамм. Все остальные, нефенольные, компоненты одного и другого масла не различались

Кровь на анализ у испытуемых брали через полчаса, час, два и четыре часа после приема пищи. В плазме крови определяли содержание глюкозы, жиров и остальные биохимические параметры. Кстати, никакой разницы в биохимии плазмы у двух групп биологи не обнаружили. Из клеточной же фракции крови экспериментаторы изолировали моноциты (мононуклеарные макрофаги, важнейшие клетки иммунной системы).

Для определения профиля экспрессии генов авторы использовали метод микрочипов. Он позволяет провести полногеномный анализ, то есть выявить все гены, которые в момент взятия анализа работали в клетках. Собственно, микрочип отлавливает все матричные РНК, которые в тот момент присутствовали в клетке (синтез матричной РНК на ДНК – транскрипция – первый этап работы гена).

Ученые сравнили профиль работы генов через четыре часа после употребления богатого и бедного фенолами оливкового масла. Они нашли 98 генов, которые в двух группах испытуемых работали по-разному (фенолы снизили работу 79 генов и повысили работу 19 генов). Многие из изменивших работу участков ДНК, говорят авторы работы, имеют отношение к ожирению, липидному составу крови и диабету. В частности, 41 ген участвует в механизме клеточной смерти – апоптоза, 24 гена – в механизме клеточной миграции, 23 – в делении клеток.

Среди изменивших работу генов 39 так или иначе вовлечены в клеточные воспалительные процессы. Из них 35 генов под действием фенолов оливкового масла снижают свою работу, а четыре – повышают.

Авторы статьи приводят метаболические пути, по которым некоторые из этих генов участвуют в воспалении, которое непременно сопровождает повреждение внутренней стенки сосудов при атеросклерозе. Общая схема такова: фенолы взаимодействуют с воспалительными сигнальными системами. Важнейшие из них связаны с белками-транскрипционными факторами: NF-kB, АР-1, и МАРК. Результатом сниженной активности нескольких групп генов становится снижение воспалительных процессов и защита стенки сосудов.

Задача на будущее, которую ученые ставят перед собой, — проверить генетическое влияние фенолов оливкового масла в длительном эксперименте, включающем группу здоровых добровольцев.