Витамин С способствует получению стволовых клеток.

Биологи из Китая и Австрии выяснили, что обычная аскорбиновая кислота резко повышает эффективность и скорость превращения зрелых соматических клеток мыши и человека в индуцированные плюрипотентные стволовые клетки (ИПСК)

Существующие технологии получения ИПСК отличаются крайне низкой продуктивностью: лишь около 0,01% от общего числа фибробластов (клеток соединительной ткани) человека, на которые ученые воздействуют с помощью ретровирусов, формируют колонии стволовых клеток, сообщает Компьюлента.

Авторам удалось увеличить эту цифру на два порядка. Исследователи обратили внимание на то, что в процессе перепрограммирования повышается выделение реактивных форм кислорода, ускоряющих старение клеток. Противодействовать этим веществам могут различные антиоксиданты, в число которых входит и витамин С.

Ученые начали с экспериментов с фибробластами мышей. Для перепрограммирования был использован ретровирус, который инициирует экспрессию четырех генов, соответствующих эмбриональным стволовым клеткам; через десять дней авторы обнаружили, что в той чашке Петри, которая содержала витамин С, сохранилось на 30% больше живых клеток. Скорее всего, повышенная выживаемость объясняется тем, что аскорбиновая кислота снижает уровень протеина p53, который подавляет образование злокачественных опухолей, но также может запускать апоптоз - программируемую клеточную смерть.

Через некоторое время, когда клетки стали превращаться в ИПСК, исследователи смогли оценить увеличение эффективности процесса. При наличии аскорбиновой кислоты 10–20 процентов клеток мышей экспрессировали гены, ассоциируемые с плюрипотентностью, тогда как без витамина С этот показатель опускался до 0,1–0,2 процента. Аналогичные результаты были зафиксированы в экспериментах с фибробластами людей: эффективность поднялась с 0,01 до одного процента.

К удивлению авторов, другие протестированные ими антиоксиданты на давали такого эффекта.

Витамин С способствует получению стволовых клеток