Радиотелескоп в Аресибо послал важный фермент внеземному разуму
Если в мире и существуют в хорошем смысле безумные учёные, то наш нынешний герой – именно он, хотя на деле — художник. Но разбирающийся и в инженерии, и в генетике. Его работы — смесь искусства и науки. Они лишь отчасти серьёзны, но больше несут эмоциональный заряд. На днях он стал обладателем единственного в мире iPhone, отправившего несколько звонков к другим звёздам.
56-летний художник, дизайнер и исследователь Джо Дэвис (
В частности, он построил звуковой микроскоп (
![Большая часть кадров обсерватории сделана плёночной камерой, поскольку на использование цифровых камер, равно как сотовых телефонов и другой электроники, тут наложены жёсткие ограничения, во избежание помех чувствительному оборудованию радиотелескопа (фото Ashley Clark).](https://novostey.com/i4/2009/11/26/95d6b773805e851babdcfdc0e5db1b0c.jpeg)
Некоторые работы американца были откровенно провокационными. Так, словно в насмешку над теорией о самозарождении жизни из первичного бульона (в котором хаотичное перемещение молекул, якобы, и привело к сборке более сложных соединений), Джо поместил разобранные на части часы в банку с водой и оставил на много лет в одной из лабораторий MIT (они лежат там и сейчас). "Часы куда проще биологических молекул, — рассуждает автор опыта "Primordial clocks", — но до сих пор никакой самосборки в банке что-то не наблюдается".
![Джо на фоне одной из своих техно-скульптур, возможно, одной из самых обычных работ (фото Kathleen Dooher).](https://novostey.com/i4/2009/11/26/dfb602eae204ecdd1e9ca840b6c91605.jpeg)
Самым свежим же проектом Дэвиса, и на этот раз вовсе не шуточным, является звонок инопланетянам. Однако, его описание нуждается в отступлении.
Первое в истории радиопослание внеземным цивилизациям отправили 16 ноября 1974 года два американских астронома — Фрэнк Дрейк (
В нём 1679 двоичных цифр (нулей и единичек) представляли собой чёрные и белые пиксели картинки. Разложить эту последовательность полагалось в прямоугольник 23 х 73 — это два простых сомножителя, составляющие 1679. Рисунок Сагана и Дрейка нёс в себе как набор чисел в двоичной записи, так и иллюстративный ряд.
![Историческое "Послание Аресибо". Цвета добавлены для лучшего различения отдельных элементов, оригинальное сообщение никакой информации о цвете не несёт (иллюстрация Arne Nordmann).](https://novostey.com/i4/2009/11/26/e5a6f9ee6f97779edd76be588479173b.jpeg)
А именно послание содержало: числа от 1 до 10 (одновременно являющиеся ключом к остальной части записи), атомные числа элементов водород, углерод, азот, кислород и фосфор; формула сахарозы и основания нуклеотидов; количество нуклеотидов ДНК и её схематическое изображение; упрощённое изображение человека; строение Солнечной системы с выделенной третьей планетой; рисунок радиотелескопа в Аресибо и указание на его размеры.
Сигнал был послан в направлении шарового звёздного скопления
Если кто-то через сотни и тысячи лет поймал бы наше сообщение — это было бы здорово. Не менее интересно было бы уловить чужой сигнал, пусть через тысячи лет после его отправки (кстати, Саган и Дрейк являются пионерами в поиске внеземных разумных сигналов —
С той поры в данной области произошло множество событий: были осуществлены новые попытки отправить послания, были случаи поимки странных сигналов (их разумность так и не подтвердилась). Но надежда всегда остаётся. И в некотором роде именно Дрейк и Саган подарили её человечеству.
Потому 7 ноября 2009 года, за несколько дней до 35-летия "Послания", Дэвис, при содействии ряда специалистов конечно же, послал три новых сообщения к другим звёздам, используя всё тот же знаменитый телескоп Аресибо. При этом, совершенно неожиданно, художнику пришлось задействовать свой
![Дэвис благодарен всем сотрудникам Аресибо, которые помогали ему в проекте. Вместе с тем, он подметил, что у некоторых астрономов возникли неясные (не высказываемые напрямую, но ощущаемые косвенно) опасения: не повлияет ли негативно столь ненаучный эксперимент на репутацию обсерватории (особенно в свете сокращающегося её финансирования)? Известно, кстати, что в 1970-х "из ряда вон опыт" Дрейка и Сагана был воспринят их коллегами мягко говоря сдержанно (фотографии Ashley Clark).](https://novostey.com/i4/2009/11/26/a59bdc477346920f02e447d9729744af.jpeg)
Дело в том, что 6 ноября, по прибытию в обсерваторию, Джо узнал, что кодер (устройство, осуществляющее прецизионную модуляцию передаваемого сигнала) сломался. Дэвису было жаль улетать обратно в Штаты ни с чем: неизвестно, когда ещё ему представилась бы возможность послать сообщение инопланетянам.
![Джо размышляет о выходе из неприятной ситуации (откладывать проект не хочется – юбилей ведь пройдёт), и держит в руках неосознаваемый ещё ответ (фото Ashley Clark).](https://novostey.com/i4/2009/11/26/e11c04b8bf6d76bd3441b0c5c2745ad6.jpeg)
Всю следующую ночь Джо и его друзья работали над альтернативной схемой управления радиотелескопом-монстром, в результате чего на утро они придумали обходной вариант, в котором в роли кодера выступил iPhone, соединённый с несколькими "железными ящиками" оборудования в Аресибо рядом проводков. Послание перекодировали в звуковой файл, который управлял модуляцией передатчика.
Удивительно, но такая самопальная схема сработала и отчаянный межзвёздный "вызов с iPhone" был отправлен в чёрную бездну по лучу мощностью 2 мегаватта! (Телескоп Аресибо учёные ведь используют и как огромный планетарный радар, так что он оборудован, помимо приёмников, мощными трансляторами. Чем воспользовались Саган и Дрейк в 1970-х, и чем воспользовался Дэвис теперь.)
В качестве содержания послания художник выбрал закодированную в нулях и единичках генетическую последовательность, определяющую строение белковой молекулы — рибулозобисфосфат-карбоксилазы-оксигеназы (
![Модель RuBisCO, цветами выделены субъединицы – большие и малые белковые цепи. Чтобы перевести генетический код этого фермента в последовательность радиоимпульсов, Джо присвоил каждому нуклеотиду одно кодовое слово: C) "I", T) "amthe", A) "knowyourself", G) "riddleoflife". Инопланетянам не обязательно понимать их смысл, достаточно уловить идею, что одно слово, отделённое паузами, – это один из четырёх нуклеотидов.Генетический код таким образом превратился в "knowyourself amthe riddleoflife amthe I knowyourself I I knowyourself I knowyourself knowyourself knowyourself I..." и далее ещё много строк. Ну а сама исходная фраза содержит смысл лишь для людей, так как она является вольным вариантом надписи на храме Аполлона в Дельфах – "Познай себя, и ты познаешь тайны мироздания и секреты богов" (иллюстрация с сайта wikipedia.org).](https://novostey.com/i4/2009/11/26/62620b66521be11c154f38cfca935786.jpeg)
Генетический код таким образом превратился в "knowyourself amthe riddleoflife amthe I knowyourself I I knowyourself I knowyourself knowyourself knowyourself I..." и далее ещё много строк. Ну а сама исходная фраза содержит смысл лишь для людей, так как она является вольным вариантом надписи на храме Аполлона в Дельфах – "Познай себя, и ты познаешь тайны мироздания и секреты богов" (иллюстрация с сайта wikipedia.org).
Направление передач — три звезды, похожие на Солнце: GJ 83.1, SO 025300.5+165258 и Каппа Кита. Они были выбраны Джо из списка кандидатов на обитаемые системы, составленного в институте по поиску внеземного разума (
В отличие от послания к M13 (это скопление удалено от нас на 25,1 тысячи световых лет), расстояния до выбранных на этот раз адресатов составляют всего-то от 12 до 30 световых лет. Чисто теоретически многие из живущих ныне людей смогут ещё застать ответ, если на том конце "провода" будет кому расшифровать послание Джо и ответить на его звонок.
Очевидно, достаточно развитая цивилизация должна понять структуру закодированного послания, извлечь из него генетическую последовательность и понять смысл сообщения: мы показываем чужакам строение молекулы, от которой , по большому счёту, зависит существование всей жизни на Земле, поскольку фотосинтетические организмы являются основанием всей пищевой пирамиды в нашей биосфере.
![Выход найден! (фото Ashley Clark)](https://novostey.com/i4/2009/11/26/ae04f527f18d4f7352cb5e7b9ad05dad.jpeg)
Тема жизни не раз всплывала в работах Джо. Так в 1990-х он, при помощи молекулярных генетиков, создал произведение
Эта культура до сих пор размножается в колбах в жилище Джо. Учитывая, что бактерий там уже миллиарды, Дэвис с долей иронии считает себя самым успешным художником в истории, поскольку его рисунок растиражирован в таком чудовищном числе копий.
Концепцию применения ДНК как бутылки с посланием Джо называет infogene. По его замыслу, синтетический кусок кода вставляется в ту часть молекулы жизни, которая точно не будет переведена в белки (то есть в некодирующую часть). Таким образом, послание может быть растиражировано при размножении клеток. Но прочесть его можно только обладая техникой секвенирования.
![Культуры бактерий с зашифрованным символом жизни, звуковой микроскоп и рыболовный крючок микрометрового масштаба, который Дэвид пробовал изготавливать методами, напоминающими производство микросхем (фотографии Joe Davis).](https://novostey.com/i4/2009/11/26/1bf1460907033157047872dcfc2c4c7d.jpeg)
Жизнь, смерть, а также пересечение науки и религии фигурирует и в другом "генетическом" арт-проекте Джо. Это красочные декоративные лоскуты — молитвенные флаги (
Это странное обращение к тем, кто способен размышлять и о роли науки в развитии общества (и медицины в частности), и о вере, и о возможном существовании где-то существ радикально отличных от нас, то есть отличных по ДНК.
Добавим, если такие существа будут столь же целеустремлёнными и находчивыми, как сам Джо, они, наверное, смогут разгадать код недавнего межзвёздного звонка.
Энн Дрюян (
Дэвис сравнивает обсерваторию в Аресибо с храмом Аполлона: в нём учёные смотрят на небо, пытаясь разгадать очередную его тайну. Но тем самым, понемногу узнают что-то новое и о нас самих.