Обнаружены самые молодые коричневые карлики

Команда учёных под руководством Давида Баррадо (David Barrado) из испанского Центра астробиологии (Centro de Astrobiolog?a) проанализировала данные, полученные космическим телескопом Spitzer в 2005 году. Внимание астрономов привлёк необычный объект, который, как стало ясно теперь, позволит узнать больше об эволюции космических тел.

Первых коричневых карликов обнаружили в 1995 году. Позже были найдены ещё сотни подобных объектов, но почти все они были "в возрасте" (иллюстрация NASA/JPL-Caltech).

Инфракрасная камера аппарата Spitzer показала необычное свечение внутри плотного облака в комплексе Тельца-Возничего (Taurus-Auriga complex). Позже учёные вычислили, что перед ними коричневый карлик. Космическому телу дали имя SSTB213 J041757.

Затем на тот же участок неба астрономы взглянули через око астрономической обсерватории Калар-Альто (Calar Alto Astronomical Observatory). Оказалось, что на самом деле в этом регионе присутствуют сразу два коричневых карлика.

Так как они были самыми холодными и слабосветящимися из всех ранее найденных, их сразу же причислили к разряду самых молодых. Эти выводы подтвердили многочисленные замеры в других обсерваториях мира.

Коричневые карлики крайне интересны астрофизикам тем, что по своим свойствам (температуре и массе) они находятся где-то между планетами и звёздами. Они, с одной стороны, легче и холоднее, чем звёзды, но с другой, массивнее и обычно теплее, чем планеты.

Обнаружение и наблюдение за коричневыми карликами осложняется их невысокой яркостью. Из-за этого учёные не в состоянии определить, как именно формируются эти космические объекты (как планеты или всё же как звёзды).

По идее, стартовым материалом служат всё те же плотные облака межзвёздной пыли и газа. Но, из-за того что коричневые карлики получают мало этого материала, в их ядрах не происходит запуска термоядерного синтеза, переводящего водород в гелий. Кроме того, эти космические объекты очень быстро "сгорают".

Регион, в котором астрономы обнаружили "близнецов" (отмечены стрелками), широко известен своими ещё только зарождающимися космическими объектами (иллюстрация NASA/JPL-Caltech/Calar Alto Obsv./Caltech Sub. Obsv.).

Несмотря на все эти проблемы, инфракрасное "зрение" телескопа Spitzer всё же позволило разглядеть объект, который испанцы пока назвали "коричневым протокарликом" (proto-brown dwarf).

Учёные тщательно изучили облако газа и пыли, окружающее "близнецов" (оно, вероятно, и породило эти космические тела), построили спектральное распределение энергии излучения, подняли старые данные и высчитали траекторию движения объектов по небу.

Спустя год после начала работы астрономы заключили, что коричневые карлики, скорее всего, формируются как лёгкие звёзды (low-mass star). Дело в том, что изменения в яркости объектов на разных длинах волн происходят примерно так же, как у молодых солнц с низкой массой.

Впрочем, для того чтобы полностью увериться в том, что перед учёными всё же протокарлики, понадобятся дополнительные исследования. "Мы собирали цельную картинку по частям, природа не хотела выдавать свои секреты", — рассказывает Баррадо.

Статья авторов исследования будет в скором времени опубликована в журнале Astronomy & Astrophysics.