Грачи решили задачу Архимеда

Ученые в очередной раз подтвердили, что грачи являются одними из самых умных птиц: в серии испытаний они использовали камни, чтобы поднять уровень воды в сосуде. Считается, что наблюдение похожего явления в ванной привело Архимеда к открытию закона, который был назван позже его именем. Статья исследователей появилась в журнале Current Biology, а ее краткое изложение приводит BBC News.
Грачи. Фото пользователя Rafal Komorowski с сайта wikipedia.org

Согласно одной из легенд, Архимеду было дано задание выяснить, была ли корона Герона II, царя Сиракуз, выполнена из чистого золота. Для этого было необходимо измерить ее объем, однако корона имела неправильную форму, поэтому геометрически это было сделать почти невозможно. Согласно легенде, решение задачи пришло к Архимеду, когда тот купался в ванной - он заметил, что его тело вытесняет жидкость из ванной. В результате он пришел к заключению, что объем вытесняемой жидкости, равен объему погруженного тела.

В рамках исследования грачам предоставлялся сосуд с небольшим количеством воды. На поверхности воды плавала пища. При этом непосредственно достать еду грачи не могли - сосуд был слишком глубоким. Рядом с сосудом исследователи размещали кучку камней одного размера.

Из четверых грачей двое сразу догадались, что надо делать - они стали кидать камни в сосуд, чтобы уровень воды поднялся до приемлемого уровня, и птицы могли добраться до еды. Другие двое справились с задачей со второй попытки.

Чтобы проверить, насколько птицы понимают механику происходящего процесса, во время следующего испытания ученые разложили перед грачами камни различных размеров. Выяснилось, что птицы предпочитают использовать камни покрупнее. Кроме этого, когда грачам на выбор предлагался сосуд с водой и сосуд с опилками, птицы выбирали сосуд с водой.

Многочисленные опыты уже не раз подтверждали интеллект грачей. Так, недавно, ученым удалось доказать, что эти птицы способны использовать несколько инструментов одновременно - способность, которую раньше замечали только у приматов. При этом биологи отмечают, что ничего подобного в дикой природе грачи не делают. Исследователи полагают, что это связано с тем фактом, что в этом просто нет необходимости: птицы добывают птицу без дополнительных интеллектуальных усилий.