Шаттл "Атлантис" с третьей попытки удачно приземлился в Калифорнии

После трех дней блуждания на орбите с третьей попытки шаттл "Атлантис" приземлился на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. Посадка транслируется на сайте НАСА.

После того, как шаттл закончит маневрирование по посадочной полосе, его обследуют специалисты НАСА, затем астронавты покинут корабль. Экипаж осмотрят медики, после чего астронавты смогут увидеться с семьями, сообщает РИА "Новости".

Экипаж "Атлантиса" ожидал команды на посадку три дня, но из-за дождей во Флориде НАСА не разрешало приземление. Обшивка шаттла могла не выдержать ударов капель дождя и высокой облачной плотности. В итоге было принято решение о посадке на базе Эдвардс.

Этот аэродром является резервным для НАСА, и агентство старается его не использовать, так как посадка на западном побережье обходится бюджету США дороже почти на 1,5 миллиона долларов.

Астронавты 125-й экспедиции шаттла провели в космосе 11 дней, за которые пять раз выходили в открытый космос для ремонта телескопа "Хаббл". Этот телескоп считают одним из самых важных научных инструментов за всю историю освоения космоса.

Представители НАСА отметили, что минувшая миссия была одной из самых сложных и нервозных - вначале шаттл не могли запустить (из-за поломки новых деталей на телескопе старты откладывались четырежды), теперь посадить челнок удалось лишь с третьей попытки (изначально "Атлантис" должен был приземлиться еще двое суток назад).

Кроме того в рамках нынешней миссии шаттла находился в автономном полете, не стыкуясь с МКС и в случае какого-либо ЧП астронавтам могли бы помочь только их коллеги с другого шаттла, который был предварительно заготовлен для старта. Впрочем этого не потребовалось.

В космосе также прошло не все гладко - ремонт телескопа давался с большим трудом, а на корпусе челнока после старта была обнаружена 53-сантиметровая глубокая царапина, которая могла стать причиной опасности при входе шаттла в атмосферу.

Суммарная стоимость нового оборудования, установленного на телескопе превышает 220 млн долларов, суммарная стоимость завершающейся миссии STS-125 приближается к миллиарду долларов. Тем не менее, проведенные работы позволят использовать "Хаббл" еще 5 лет, тогда как к 2014 году на орбиту будет выведен куда более мощный телескоп им Джеймса Вэбба.